Найти тему
Alek Sha

ДЕДОВЩИНА

Картинка из открытого доступа
Картинка из открытого доступа

На эту тему написано уже много различных статей, рассказов, повестей, публикаций. Даже сняты фильмы, а устных рассказов просто не перечесть. Об этом явлении в армии, я хочу высказаться немного в необычном ракурсе, подчеркнуть, так сказать, его положительные стороны. Готов, что буду заминусован различными категориями читателей, надеюсь, нормальные пацаны, кто честно отслужил, меня поймут. Сразу отмечу, что не нужно путать "дедовщину" с "беспределом", махровой "неуставухой", когда бьют по шее и пробивают "фанеру".

Конечно же это явление, безусловно, относится к неуставным взаимоотношениям, но, если детально покопаться, то оно, как раз облегчает сам полный процесс прохождения срочной военной службы. Суть этого явления, то, что тебе положено по сроку службы, не является, чем то зазорным и никак не унижает твоего личного достоинства, положено духам мыть пол или чистить картоху в наряде или наводить порядок в расположении, это норма. Если на это назначат кого постарше, переведённого в соответствующий ранг товарища, то "духам" или "бойцам" придётся постараться и за него тоже, это только укрепит и закалит молодого бойца. И ещё, хочу подчеркнуть, что в этом процессе, абсолютно отсутствуют все аспекты унижения человеческого достоинства, то есть, согласно нормам табеля о рангах, то, что тебе положено делать по сроку службы, это не "впадлу". Опять же отмечу, что речь я веду о классическом варианте дедовщины, в которой отсутствуют такие элементы, как личное бытовое обслуживание старших по году службы (стирка чего либо, подшивание чужих подворотничков и прочие варианты угодничества). Как раз от этого у нас, если предложат, любой имел право отказаться, это не входило в разряд положенных обязательств.

Сам я проходил военную службу в далёких 1986 - 88 годах на самом, что ни на есть Дальнем Востоке. Наш призыв оказался последним в той воинской части, где я служил, до начала объявления официальной борьбы с этим самым явлением под названием "дедовщина". То есть, когда мы сами были "духами", всё было нормально, только мы "отлетали своё", как началась эта самая "борьба", которая в свою очередь породила именно "беспредел". Самое смешное, что в большинстве своём эта самая борьба была направлена на искоренение чисто внешних признаков неравенства, запрет носить кожаные ремни, начиная с "фазанов"( у нас так называли военнослужащего, прослужившего год), подшиваться "подшивами" толщиной в несколько слоев и ещё чёрными нитками "уголком" и другими внешними различиями между военнослужащими разных годов службы. Когда мы стали дембелями, нам запретили даже по традиции подстричься налысо, следили, чтобы мы не пришивали "духовские погоны" и даже под запретом было, чтобы мы духам отдавали свою положенную пайку масла, кстати, у нас такой был закон.

Весь смысл настоящей дедовщины и был, чтобы через каждые полгода, человек лишённый дома и свободы во имя своего законного долга перед страной, получал заслуженное облегчение. Были конечно разные люди, да и нормальные не сразу врубались, что и как правильно нужно делать, но в целом, нормальные парни нормально служили. Были особо упёртые, а где их нет, не все люди социально адаптированы, не только в армии, где закрытый мужской коллектив, но вот в нашей части, к примеру, таких никуда не ставили, ни в караул, ни на боевое дежурство, только в наряд на "тумбочку" или по столовой, а особо "быковатые" и с ярко выраженной некоммуникабельностью направлялись вообще только на уборку территории.

А разве в обыкновенной гражданской жизни нет дедовщины, когда новичок приходит в какой то коллектив, куда то на работу, если он ещё и по возрасту помоложе, тоже ведь старшие товарищи поначалу его наставляют на правильный путь развития, так сказать.