Найти тему
попадья

Поповская греховность и святость Таинств.

Здравствуйте дорогие подписчики и гости моего канала!

В связи с тем что очень многт было возмущенных комментариев по поводу: влияет ли личная греховность священника на действительность совершаемых им Таинств, - я решила разобраться.

Из свободных источников.
Из свободных источников.

Для начала хотелось бы ответить еще на одно утверждение, моих дорогих комментаторов, что будто священство придумали люди, что бы управлять массами.

«Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово» (Пространный катехизис)

Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:19-20).

Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь поставил одних апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... (Еф.4:11-12).

Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше:

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас... (Ин.15:16).

И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр.5:4).

Божественное установление таинства священства видно из действий апостолов, которые сами совершали это таинство и через возложение рук возводили во все три степени иерархии: епископа (1Тим.4:14; 2Тим.), пресвитера (Деян.14:23) и диакона (Деян.6:6).

Рукоположение, возведение человека в иерархическую степень – это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина, сообщающие ему власть священнодействовать и содействующие ему в его иерархическом служении.

Ап. Павел писал своему ученику Тимофею:

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1Тим.4:14);

... напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2Тим.1:6).

Из свободных источников.
Из свободных источников.

Еще в 3-4 веках новатиане и донатисты сказали, что личная грязь священника отгоняет Святой Дух от его паствы. Они были объявлены еретиками. Но вопрос этот возникал вновь и вновь.

Есть ряд частных богословских мнений, так сказать "за" и "против" того, что бы считать, влияет ли личная греховность священника на действительность совершаемых им Таинств. Такие мнения принято называть теологуменами.

Теологу́мен (греч. θεολογούμενον) — богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. «Теологумен не просто частное мнение или размышление отдельного автора: он обозначает учение, более или менее принятое у Отцов Церкви. Но у него нет обязывающего характера соборного определения»

Прежде же монахов одни лишь архиереи по преемству от божественных апостолов получали власть вязать и решить, но по прошествии времени и когда архиереи стали негодными, это страшное поручение перешло к священникам, имеющим непорочную жизнь и удостоенным божественной благодати. Когда же и они, священники вместе с архиереями, смешались с прочим народом и уподобились ему, оно было передано, избранному народу Божию — я говорю о монахах; оно не было отнято от священников и архиереев, но они сами сделали себя чуждыми ему. С тех пор, как воспринявшие престолы апостолов оказались плотскими, сластолюбивыми, славолюбивыми и склонными к ересям, оставила их божественная благодать, и власть эта отнята от таковых. Поэтому так как они оставили все другое, что должны иметь священнодействующие, одно только требуется от них — хранить православие. Но думаю, что и это они не соблюдают; ибо не тот православный, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь, согласную с правым учением. Поскольку же только обличье и одежда священства остались в людях, а дар Духа перешел на монахов диавол сделал свойственное ему. Ибо он ввел в их среду и смешал с ними лжебратьев. Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, — патриархам, говорю, митрополитам и епископам, — просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи — да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это — не многим из них, — чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, — а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту. ( Святой Симеон Новый Богослов)

Священник должен приложить большое старание, чтобы не подойти к святому алтарю будучи грешным. Ведь из-за него не сходит туда Святой Дух и собравшиеся там лишаются благодати Духа Святого. (св.Андрей Юродивый, «Житие Андрея Юродивого» )

Да не обольщает себя народ мыслию, будто он может быть свободен от греховной заразы, имея общение со священником-грешником и своим согласием способствуя неправедному и незаконному епископству своего предстоятеля. Всячески становятся причастны греху все, которые осквернились жертвою нечистого и неправедного священника. Народ, повинующийся Божественным Заповедям и боящийся Бога должен отделиться от грешника-предстоятеля… тем более, что он имеет власть избирать священников достойных и низлагать недостойных (св. (Киприан Карфагенский.Письмо 56 К клиру и народу испанскому о Василиде и Марциане).

Из свободных источников.
Из свободных источников.

Конечно духовное состояние священника имеет огромное значение при совершении таинства. Но, не менее важна и вера в совершение таинства. Конечно, когда таинство совершает подвижник, это замечательно, но где набрать столько подвижников на всех нас грешников? Так что приходится довольствоваться попами "с улицы". Священники такие же грешники, пришедшие в Церковь из ниоткуда. Особенно советское и постсоветское время никто с детства не учил как нужно справляться со своими слабостями и страстями, как пишут св.Отцы. Мы все это проходим на собственной шкуре. Но мало у кого получается. Когда священник совершает грехи, он прекрасно знает, что с него будет спрос. Правильно было замечено: "кому больше дано, с того больше и спросится". Старайтесь не осуждать таких грешных священников. Многие священники потом перед престолом Божиим каются слезно. И молитва у них усердная получается. Как у мытаря в Евангелии.
Конечно есть и священники недобросовестные, но в таких случаях я вспоминаю фразу одного очень мудрого священника, который мне сказал: "Вот какого пастыря мы заслуживаем, такого и получаем"! Нужно просто молиться, чтобы Господь через любого пастыря даровал нам благодать, и, как сказано в Евангелии, по вере вашей будет вам!


Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все таинства невидимо совершает сам Христос... Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов. (Преподобный Серафим Вырицкий.)

Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори, почему же он меня учит, а сам того не исполняет? – На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится, а если ты не будешь его слушать, также осудишься. Если не право учит, то не слушай его, хотя бы он был подобен ангелу по жизни, а если право учит, то не на жизнь его смотри, а на учение. Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу творит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога о вас молит. О всем этом размыслите и почтите его, как отца. Но скажешь: «Он грешен и зол». Что тебе за дело? Если и добрый будет за тебя молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается: иерей только уста отверзает, а творит все Бог. (Св. Иоанн Златоуст)

Если бы и на самом деле видели пред собою пастыря со слабостями, то и тогда должны остерегаться греха осуждать его: достоин он или недостоин – не наше дело, мы же от этого никакого убытка не понесем. Как не терпит вреда светлое облако, если оно покрыто грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так, подобно сему, и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин. (Преп. Ефрем Сирин)

Если разобрать сам механизм, то во время рукоположения Господь дает благодать священства человеку. При определенных нехороших обстоятельствах, судьба недобросовестного священника передается на Епархиальный суд, где он запрещается в священно служении до полного ПОКАЯНИЯ, и если он после этого не исправился, то его дело передают на рассмотрение Священного Синода (Высший орган власти Русской Православной Церкви) и если Синод сочтет нужным, то его лишают сана и с него Господь снимает власть и благодать. То есть человек до такой степени впал во грех, что его исключают из лона Матери Церкви. Для человека, добровольно подписавшего клятву и давшего обет целомудрия и не захотевшего все это сдержать совершается страшное действо, за что ему и придется отвечать по полной программе.

И все же, что об этом говорит Догматическое Богословие:

Власть священнодействия не есть некая привилегия, преподаваемая отдельному индивидууму, который способен далее распоряжаться полученным даром по собственному усмотрению. Священнослужитель может совершать таинства только при том условии, что находится в единстве с Церковью. Отпадая от церковного единства, он утрачивает и власть священнодействия. Церковь с древнейших времен тщательно следила за тем, чтобы священнодействия совершали только правильно рукоположенные клирики. Если священнослужитель противопоставляет себя Церкви и его деятельность наносит вред церковной жизни, то Церковь в лице священноначалия может либо лишить такого священнослужителя священного сана, либо запретить его в священнослужении на более или менее продолжительный срок.

В силу того что таинства совершаются по вере и молитвам Церкви, действительность таинств не может быть поставлена в зависимость от личных нравственных качеств священнослужителей. (Догматическое богословие. Раздел III. Понятие о таинствах как средствах освящения человека. 1.2. Действительность таинств)

Из свободных источников. Преп. Марк Египетский. Фреска.
Из свободных источников. Преп. Марк Египетский. Фреска.

Марк Египетский был тридцать лет безвыходно в затворе. Он принимал к себе лишь одного священника для того, чтобы исповедовать ему грехи свои и приобщаться Святых Тайн. Диавол позавидовал праведности Марка и захотел соблаз­нить его на грех осуждения. Он вселился в одного человека и привел его к старцу как бы затем, чтобы святой сотворил над ним молитву.
— Но прежде чем молиться обо мне, — сказал пришедший бесноватый, — прошу тебя, отче, выслушай меня. — Говори, — сказал старец, — какой недуг мучает тебя. — Меня мучает сомнение, — продолжал устами просителя бес, — зачем ты принимаешь у себя, будучи праведным перед Богом, этого грешнейшего из грешных человека, который недостойно носит сан священника и оскверняет Святыню, которою ты причащаешься из его нечистых рук? Оставь соблазнять нас, не принимай более этого грешного священника.
Марк благодатью Святого Духа прозрел, кто говорит с ним, и отвечал:
— Чадо, всякий человек нечистое вон выбрасывает, а ты мне принес его. В Священном Писании сказано: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Пусть он и на самом деле грешник, но Бог спасет его. Ибо всякий сам за свои грехи ответит перед Богом, а мы что за судьи? Ведь написано и то еще: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16).
Потом помолился и громко воззвал:
— Бес! Именем Господа нашего Иисуса Христа тебе повелеваю, выйди вон из человека сего, запечатленного благодатию Святого Духа!
Бес сотряс пришельца и тотчас вышел из него. Старец благословил освободившегося от диавола и отпустил его с миром совершенно здоровым и славящим Бога. Через некоторое время пришел к старцу по обычаю священ­ник, чтобы совершить Таинство Причащения. Марк принял его с радостью. Когда священник стал у Святого Престола в келей­ной церкви, сошел с Неба Ангел Господень, возложил руку на голову пресвитера, отчего сей последний вдруг просветился чудным светом. Старец недоумевал, созерцая это видение. В это время послышался с высоты голос:
— О, человек! Что удивляешься сему? Если и земной царь не позволяет вельможам своим нечистыми предстоять перед собою, то неужели Царь Небесный не очистит служителей Святых Тайн и не освятит их Небесною славою?
Об этом видении Святой Марк Египетский рассказывал всем тем, кто склонен был к осуждению ближних, наипаче же иереев Божиих.
Пролог в поучениях и рассказах. Свящ.Петр Полянский. Каждый сам за свои грехи ответит перед богом . 10 марта.

И на последок хочется сказать, священника можно сравнить с ржавым проводом, но если пустить электричество, то коррозия никак не повлияет на проводимость. Если судить, что грехи влияют на совершаемые Таинства, то никто не сможет священнодействовать, потому как даже у самого святого попа отыщется какой-нибудь, пусть даже незначительный, грешок.

Бог стал человеком, чтобы человек стал богом.

"Бог в душе, и мне не нужны посредники!"

Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!