Здравствуйте дорогие подписчики и гости моего канала!
В связи с тем что очень многт было возмущенных комментариев по поводу: влияет ли личная греховность священника на действительность совершаемых им Таинств, - я решила разобраться.
Для начала хотелось бы ответить еще на одно утверждение, моих дорогих комментаторов, что будто священство придумали люди, что бы управлять массами.
«Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово» (Пространный катехизис)
Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:19-20).
Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь поставил одних апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... (Еф.4:11-12).
Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше:
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас... (Ин.15:16).
И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр.5:4).
Божественное установление таинства священства видно из действий апостолов, которые сами совершали это таинство и через возложение рук возводили во все три степени иерархии: епископа (1Тим.4:14; 2Тим.), пресвитера (Деян.14:23) и диакона (Деян.6:6).
Рукоположение, возведение человека в иерархическую степень – это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина, сообщающие ему власть священнодействовать и содействующие ему в его иерархическом служении.
Ап. Павел писал своему ученику Тимофею:
Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1Тим.4:14);
... напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2Тим.1:6).
Еще в 3-4 веках новатиане и донатисты сказали, что личная грязь священника отгоняет Святой Дух от его паствы. Они были объявлены еретиками. Но вопрос этот возникал вновь и вновь.
Есть ряд частных богословских мнений, так сказать "за" и "против" того, что бы считать, влияет ли личная греховность священника на действительность совершаемых им Таинств. Такие мнения принято называть теологуменами.
Теологу́мен (греч. θεολογούμενον) — богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. «Теологумен не просто частное мнение или размышление отдельного автора: он обозначает учение, более или менее принятое у Отцов Церкви. Но у него нет обязывающего характера соборного определения»
Прежде же монахов одни лишь архиереи по преемству от божественных апостолов получали власть вязать и решить, но по прошествии времени и когда архиереи стали негодными, это страшное поручение перешло к священникам, имеющим непорочную жизнь и удостоенным божественной благодати. Когда же и они, священники вместе с архиереями, смешались с прочим народом и уподобились ему, оно было передано, избранному народу Божию — я говорю о монахах; оно не было отнято от священников и архиереев, но они сами сделали себя чуждыми ему. С тех пор, как воспринявшие престолы апостолов оказались плотскими, сластолюбивыми, славолюбивыми и склонными к ересям, оставила их божественная благодать, и власть эта отнята от таковых. Поэтому так как они оставили все другое, что должны иметь священнодействующие, одно только требуется от них — хранить православие. Но думаю, что и это они не соблюдают; ибо не тот православный, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь, согласную с правым учением. Поскольку же только обличье и одежда священства остались в людях, а дар Духа перешел на монахов диавол сделал свойственное ему. Ибо он ввел в их среду и смешал с ними лжебратьев. Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, — патриархам, говорю, митрополитам и епископам, — просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи — да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это — не многим из них, — чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, — а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту. ( Святой Симеон Новый Богослов)
Священник должен приложить большое старание, чтобы не подойти к святому алтарю будучи грешным. Ведь из-за него не сходит туда Святой Дух и собравшиеся там лишаются благодати Духа Святого. (св.Андрей Юродивый, «Житие Андрея Юродивого» )
Да не обольщает себя народ мыслию, будто он может быть свободен от греховной заразы, имея общение со священником-грешником и своим согласием способствуя неправедному и незаконному епископству своего предстоятеля. Всячески становятся причастны греху все, которые осквернились жертвою нечистого и неправедного священника. Народ, повинующийся Божественным Заповедям и боящийся Бога должен отделиться от грешника-предстоятеля… тем более, что он имеет власть избирать священников достойных и низлагать недостойных (св. (Киприан Карфагенский.Письмо 56 К клиру и народу испанскому о Василиде и Марциане).
Конечно духовное состояние священника имеет огромное значение при совершении таинства. Но, не менее важна и вера в совершение таинства. Конечно, когда таинство совершает подвижник, это замечательно, но где набрать столько подвижников на всех нас грешников? Так что приходится довольствоваться попами "с улицы". Священники такие же грешники, пришедшие в Церковь из ниоткуда. Особенно советское и постсоветское время никто с детства не учил как нужно справляться со своими слабостями и страстями, как пишут св.Отцы. Мы все это проходим на собственной шкуре. Но мало у кого получается. Когда священник совершает грехи, он прекрасно знает, что с него будет спрос. Правильно было замечено: "кому больше дано, с того больше и спросится". Старайтесь не осуждать таких грешных священников. Многие священники потом перед престолом Божиим каются слезно. И молитва у них усердная получается. Как у мытаря в Евангелии.
Конечно есть и священники недобросовестные, но в таких случаях я вспоминаю фразу одного очень мудрого священника, который мне сказал: "Вот какого пастыря мы заслуживаем, такого и получаем"! Нужно просто молиться, чтобы Господь через любого пастыря даровал нам благодать, и, как сказано в Евангелии, по вере вашей будет вам!
Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все таинства невидимо совершает сам Христос... Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов. (Преподобный Серафим Вырицкий.)
Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори, почему же он меня учит, а сам того не исполняет? – На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится, а если ты не будешь его слушать, также осудишься. Если не право учит, то не слушай его, хотя бы он был подобен ангелу по жизни, а если право учит, то не на жизнь его смотри, а на учение. Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу творит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога о вас молит. О всем этом размыслите и почтите его, как отца. Но скажешь: «Он грешен и зол». Что тебе за дело? Если и добрый будет за тебя молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается: иерей только уста отверзает, а творит все Бог. (Св. Иоанн Златоуст)
Если бы и на самом деле видели пред собою пастыря со слабостями, то и тогда должны остерегаться греха осуждать его: достоин он или недостоин – не наше дело, мы же от этого никакого убытка не понесем. Как не терпит вреда светлое облако, если оно покрыто грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так, подобно сему, и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин. (Преп. Ефрем Сирин)
Если разобрать сам механизм, то во время рукоположения Господь дает благодать священства человеку. При определенных нехороших обстоятельствах, судьба недобросовестного священника передается на Епархиальный суд, где он запрещается в священно служении до полного ПОКАЯНИЯ, и если он после этого не исправился, то его дело передают на рассмотрение Священного Синода (Высший орган власти Русской Православной Церкви) и если Синод сочтет нужным, то его лишают сана и с него Господь снимает власть и благодать. То есть человек до такой степени впал во грех, что его исключают из лона Матери Церкви. Для человека, добровольно подписавшего клятву и давшего обет целомудрия и не захотевшего все это сдержать совершается страшное действо, за что ему и придется отвечать по полной программе.
И все же, что об этом говорит Догматическое Богословие:
Власть священнодействия не есть некая привилегия, преподаваемая отдельному индивидууму, который способен далее распоряжаться полученным даром по собственному усмотрению. Священнослужитель может совершать таинства только при том условии, что находится в единстве с Церковью. Отпадая от церковного единства, он утрачивает и власть священнодействия. Церковь с древнейших времен тщательно следила за тем, чтобы священнодействия совершали только правильно рукоположенные клирики. Если священнослужитель противопоставляет себя Церкви и его деятельность наносит вред церковной жизни, то Церковь в лице священноначалия может либо лишить такого священнослужителя священного сана, либо запретить его в священнослужении на более или менее продолжительный срок.
В силу того что таинства совершаются по вере и молитвам Церкви, действительность таинств не может быть поставлена в зависимость от личных нравственных качеств священнослужителей. (Догматическое богословие. Раздел III. Понятие о таинствах как средствах освящения человека. 1.2. Действительность таинств)
Марк Египетский был тридцать лет безвыходно в затворе. Он принимал к себе лишь одного священника для того, чтобы исповедовать ему грехи свои и приобщаться Святых Тайн. Диавол позавидовал праведности Марка и захотел соблазнить его на грех осуждения. Он вселился в одного человека и привел его к старцу как бы затем, чтобы святой сотворил над ним молитву.
— Но прежде чем молиться обо мне, — сказал пришедший бесноватый, — прошу тебя, отче, выслушай меня. — Говори, — сказал старец, — какой недуг мучает тебя. — Меня мучает сомнение, — продолжал устами просителя бес, — зачем ты принимаешь у себя, будучи праведным перед Богом, этого грешнейшего из грешных человека, который недостойно носит сан священника и оскверняет Святыню, которою ты причащаешься из его нечистых рук? Оставь соблазнять нас, не принимай более этого грешного священника.
Марк благодатью Святого Духа прозрел, кто говорит с ним, и отвечал:
— Чадо, всякий человек нечистое вон выбрасывает, а ты мне принес его. В Священном Писании сказано: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Пусть он и на самом деле грешник, но Бог спасет его. Ибо всякий сам за свои грехи ответит перед Богом, а мы что за судьи? Ведь написано и то еще: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16).
Потом помолился и громко воззвал:
— Бес! Именем Господа нашего Иисуса Христа тебе повелеваю, выйди вон из человека сего, запечатленного благодатию Святого Духа!
Бес сотряс пришельца и тотчас вышел из него. Старец благословил освободившегося от диавола и отпустил его с миром совершенно здоровым и славящим Бога. Через некоторое время пришел к старцу по обычаю священник, чтобы совершить Таинство Причащения. Марк принял его с радостью. Когда священник стал у Святого Престола в келейной церкви, сошел с Неба Ангел Господень, возложил руку на голову пресвитера, отчего сей последний вдруг просветился чудным светом. Старец недоумевал, созерцая это видение. В это время послышался с высоты голос:
— О, человек! Что удивляешься сему? Если и земной царь не позволяет вельможам своим нечистыми предстоять перед собою, то неужели Царь Небесный не очистит служителей Святых Тайн и не освятит их Небесною славою?
Об этом видении Святой Марк Египетский рассказывал всем тем, кто склонен был к осуждению ближних, наипаче же иереев Божиих.
Пролог в поучениях и рассказах. Свящ.Петр Полянский. Каждый сам за свои грехи ответит перед богом . 10 марта.
И на последок хочется сказать, священника можно сравнить с ржавым проводом, но если пустить электричество, то коррозия никак не повлияет на проводимость. Если судить, что грехи влияют на совершаемые Таинства, то никто не сможет священнодействовать, потому как даже у самого святого попа отыщется какой-нибудь, пусть даже незначительный, грешок.
Бог стал человеком, чтобы человек стал богом.
"Бог в душе, и мне не нужны посредники!"
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!