К Юрию Лозе, как к музыканту и, как к человеку, можно относиться по-разному. И чаще всего его воспринимают именно вот так вот: раздельно. Но поскольку в сегодняшнем материале разговор пойдёт об одном из фрагментов творчества Юрия Эдуардовича, то разговора о нём, как о человеке - не будет. Ни сейчас, ни когда - либо в будущем (Ага,как же,размечтался. А комментарии на что? И уже заранее представляю что там будет))). Оставлю это дело другим. Тем, кто считает себя вправе.
Альбом «Тоска» 1985-года. На мой взгляд: лучший альбом, в творчестве Юрия Лозы (но соглашаться со мной вовсе не обязательно). Конечно, ещё до «Тоски» были «Путешествие в рок-н-ролл» (для многих «Девочка сегодня в баре» как раз и является первым знакомством с песнями Юрия Лозы) и «Концерт для друзей». Как был и более поздний «Любовь, любовь…». Вообще дискография у Лозы не такая уж и большая и, перечислить все его альбомы большого труда не составит, однако речь в статье лишь о «Тоске» поэтому перечень всех прочих приводить не стану.
И ведь всего - то минуло каких-то тридцать лет, прежде чем мы смогли услышать «Тоску» на виниле. Спасибо «МируМир» за этот подарок! Как говорится: лучше поздно… Это же относится и ко мне: уже лет пять, как данная пластинка в моей коллекции, но пишу я об этом лишь сейчас.
Что же такого в данном альбоме и чем он отличается от других работ Юрия Лозы? Позвольте для начала напомнить Вам песни, вошедшие в альбом:
Тоска
Как у других
Зима
Стерва
Резиновые дни
Зачем
Я умею мечтать
Пиво
Одиночество
Улетай, тоска!
Вот такой вот трек-лист и все (ну почти) эти песни я знаю наизусть. И именно потому попробую их проанализировать. Но проанализировать как простой человек. До уровня профессионального критика мне ой, как далеко и, в этой жизни, я данной планки вряд ли достигну.
Практически весь материал альбома меланхолично - минорен и при этом изрядно приправлен иронией (сарказмом?). Возможно, кто-то даже назовёт альбом депрессивным, но мне кажется это уже перебор. Вот «кризис среднего возраста» - это, пожалуй, более реальная версия. Единственный «луч солнца» в этом «темном царстве» - «Я умею мечтать».
И, пожалуй, это одна из любимых мной композиций не только в данном альбоме, но и во всём творчестве Юрия Эдуардовича. «Вот мне и стало за…». И на самом деле совершенно не важно, за сколько: за тридцать, сорок, пятьдесят…Я вот до сих пор мечтаю и, лишь это, позволяет жить (и выживать). «Надежды юношей питают» - верно, лишь отчасти. На самом деле надежды питают всех, вне зависимости от возраста. Одно время думал: ну откуда у автора в 30+/-лет (а Лозе в момент записи альбома было примерно столько) такие мрачноватые настроения. А потом вспомнил себя самого в схожем возрасте и даже моложе.
Бывают в жизни вечера,
Когда тебе никто не нужен
И, точно так же, как вчера,
Глотаешь ты свой скудный ужин
И, посреди ночной тиши,
Когда тоска тебя тревожит,
До тонких струн твоей души,
Добраться только водка может.
Это написано в 1991-м году и было мне…25 лет.
Усталость-кому не знакома она,
Всю ночь с сигаретой сижу у окна,
Тоскливо метель свою песню поёт,
Наверное это уснуть не даёт.
Трещат потихоньку поленья в печи,
Лишь Муза моя почему-то молчит,
Видать и её, где-то там, за окном,
Усталость укрыла мохнатым крылом.
Всё это испытывал в жизни любой:
Усталость как бритва, усталость как боль,
Как будто пронзительный крик в тишине-
Усталость во всём, а не только во мне…
Усталость-кому не знакома она,
Ночь, кухня и кофе, февраль и зима.
А это двумя годами позже (то есть в 27).
Конечно общего между моими стихами и стихами Юрия Лозы ничего, кроме настроения. И я даже не пытаюсь проводить какие-то другие параллели. Да и поэтом я себя никогда не считал и не считаю. Но иногда что-то пишу. Чаще всего просто «в стол», но иногда могу что-то прочесть в кругу друзей. Однако отвлекся. Так вот о настроении. Оно и правда не всегда зависит от возраста. И человек может тосковать и в 15-ть и в 70. Другое дело, что тосковать красиво мы не умеем. Для русского человека «тоска» и «водка» - слова синонимы. Помните, как у Асмолова: «…цели нет определённой, но пузырь тоски зелёной, мы раздавим под огурчик, под солёный…». А вот у Лозы получилось красиво. Эдакая тоска - для эстетов. Во всяком случае применительно к композициям «Тоска», «Как у других», «Резиновые дни», «Зима», «Зачем» и «Одиночество». «Стерва» и «Пиво» - просто иронично-сатиричное созерцание автора, но и в них, в конечном счёте, сквозит пронзительная тоска("...попивает пиво,свежего разлива, рядышком зелёная тоска..."). Так что даже после такого вот поверхностного (и абсолютно непрофессионального) анализа становится ясно: у альбома есть концепция и в её рамках он выдержан просто идеально. А последняя композиция («Улетай тоска») тому лишь подтверждение: она служит жирной точкой (а скорее многоточием) перед переходом от меланхолии к лирике (напоминаю что следующий альбом называется «Любовь, любовь…»).
У Юрия Лозы не очень много официальных видеоклипов. Кажется всего восемь. И лишь один из них, на песню «Зима», из рассматриваемого сегодня альбома.
Ну и конечно, волей-неволей, а придётся упомянуть и «Плот». Тем более что строчка из него присутствует в заголовке. Сама же песня к сегодняшнему разговору прямого отношения не имеет - она из другого альбома, но…
…Но «Плот» оказался для Лозы примерно тем же самым, чем для Муромова или Барыкина оказались «Яблоки на снегу» и «Букет». С одной стороны все эти песни вознесли исполнителей к вершинам популярности, а с другой -сделали их «заложниками» этих песен. И для тех, кто не в «теме», все эти исполнители стали ассоциироваться именно с одной песней, тогда как в репертуаре у каждого из них было множество других (не хуже, а иногда и лучше). Я тот же «Плот» слушать уже не могу: его ежедневно (и порой по несколько раз) крутят по радио. А ведь каким бы не было качество, но количество легко может довести от любви до ненависти. Или хотя бы до простого нежелания слушать. Именно поэтому ни «Яблоки», ни «Букет», ни «Плот», ни множество других «заезженных» (хотя и неплохих) композиций я не только не слушаю, но и просто не храню в своей фонотеке.
И, наконец, несколько слов о виниловой пластинке от компании «МируМир». В СССР, насколько мне помнится, на виниле выпущено лишь две пластинки Юрия Лозы. И лишь одна из них «Вся жизнь-дорога» является студийным ( но далеко не лучшим на мой взгляд) альбомом. «Что сказано, то сказано» - это просто сборник песен с альбомов разных лет. Да, на ней присутствуют целых пять песен с альбома «Тоска», но сборник остаётся сборником. Со всеми остальными работами Юрия Лозы в своё время мы знакомились лишь благодаря магнитоальбомам. Сейчас конечно всё доступно и на компакт-дисках (на них «Тоска» выпущена 5 раз: 4 издания от студии «Союз» датируются 1997 годом и одно, от фирмы грамзаписи «Никитин»-2004 года) и просто в цифровом виде в виде файлов mp3,flac и т.д. и до момента выхода «Тоски» на виниле я ничего плохого о «цифровых» версиях альбома сказать не мог. Просто не было эталона, с которым можно было сравнивать. Сейчас же с абсолютной уверенностью могу сказать, что винил от «МируМир» стал таким эталоном. Но сам по себе носитель не означает ничего: важен исходник, с которого сделана матрица для тиражирования пластинки. А исходник видимо хорош. Возможно это даже студийная мастер-лента. С чего писались компакт диски в 90-х - врать не буду: не знаю. Но «новодельный» винил не оставляет им ни малейшего шанса. Правда подобные сравнения корректны лишь тогда, когда и «цифровой» и аналоговый тракт близки по своему техническому уровню. А то ведь часто бывает что сравнивают либо звучание релиза с виниловых «вертушек» начального уровня со звучанием альтернативного издания воспроизводимого топовыми cd-проигрывателями, либо наоборот. Истины при подобных сравнениях быть не может. Но вернусь к пластинке.
Оформлен альбом вполне достойно, а «яблоко» пластинки, стилизованное под магнитофонную катушку отсылает нас к истокам. К тем самым временам, когда лишь благодаря магнитоальбомам, мы могли познакомиться с чем –то новым. Особенно когда это «новое» не вписывалось в рамки официальной эстрады и перспективы выпуска на виниле имело весьма туманные (а зачастую и вовсе не имело). На вкладке к пластинке присутствуют все песни из альбома в текстовом варианте. Для тех, для кого текст не вторичен, это ещё одна возможность вникнуть глубже в авторский замысел. Ну а о звуке я уже сказал: пока что это действительно лучший (а главное аутентичный, то есть оригинальный) вариант. Слушал я и «оцифровки» с данной пластинки. И хотя они звучали лучше, чем компакт-диски из 90-х, но сама пластинка всё равно интересней. Правда в отношении «оцифровок» может возникнуть много вопросов. Кто их делал, на какой аппаратуре, какой программой и т.п. Вполне допускаю, что уже появились или появятся более удачные варианты и разрыв сократится или вовсе нивелируется. Однако, для таких вот «упёртых» в виниловую тему как я, это не будет играть определяющего значения.
Кто же Вы, доктор Зорге Юрий Эдуардович? Ни к рокерам, ни к традиционным эстрадным исполнителям Юрий Лоза напрямую не относится. Он сам по себе, потому что индивидуален и в то же время настолько узнаваем, что спутать его с кем-то другим попросту невозможно. И своей популярности он достиг именно этой непохожестью. Лоза не гений, но крепкий профессиональный музыкант и поэт. Правда понять его тексты и проникнуться ими может лишь человек, для которого русский язык не чужой. Поэтому ни о какой мировой славе или просто известности, такие как Лоза и не мечтают. Что же касается Юрия Эдуардовича как человека… «…Нить в прошлое порву, а дальше будь что будет…» - на мой взгляд в этом он весь. А принимать его таким или нет - личное дело каждого.
P.S. Если верить вышеприведенному фото то помимо винила есть "Тоска" и на кассетах/катушках. Если есть владельцы альбома на данных носителях-отзовитесь и поделитесь мнением.