Найти тему
Кутовая Елена

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ: ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (ЧАСТЬ 1)

Игры бывают разные и, наверняка, если Вы уже когда-либо запрашивали у разработчиков детали по имеющимся у них продуктам, получали в ответ что-то типа: «Зависит от целевой аудитории, от количества человек, от места проведения, от содержания игры, от глубины модерации» и прочее.

У тех, кто долго в одной теме, происходит профессиональная деформация: мы перестаем рассказывать основы тем, кому необходимо понимать больше в нашей работе, но для него это направление не является профессиональным.

Попробую чередовать статьи на темы систем развития, лидерства, архитектуры учебной среды и т.д. и разборы игр с основами по ним же и кейсами для демонстрации.

Дальнейшая информация будет полезна тем, кому надо:

· Организовывать корпоративные мероприятия

· Закупать продукты для обучения и оценки компетенций

· Запускать корпоративные ценности, культуру и т.д.

· Проводить цикловые мероприятия

· Искать возможности для повышения вовлеченности персонала

· Улучшать процессы и взаимодействие команд в этих процессах

· Повышать эффективность системы развития в компании

· Создавать и развивать кадровый резерв

Прежде всего, речь об ответственных за функцию обучения и развития в компании.

Итак, игры бывают очень разными. Мы будем говорить о направлении «серьезных» игр и их применении. «Серьезные» игры применяются для выявления, оценки, формирования навыков, реже, для генерации инсайтов (осознание чего-то через практику).

Отсюда область их применения: школы, компании, организации, развивающие различные гос.институты и пр.

Значимыми параметрами для выбора игры под вашу задачу являются:

· Цели и задачи, которые вам надо выполнить;

· Целевая аудитория мероприятия;

· Численность целевой аудитории;

· Удаленность участников мероприятия друг от друга;

· Сплоченность участников мероприятия друг с другом;

· Отношения участников друг с другом;

· Корпоративная культура компании;

· «Открытость» участников к экспериментам и нестандартным решениям;

Каково влияние перечисленных факторов на выбор игрового продукта?

Сегодня я затрону только параметр №1: влияние цели и задачи на выбор игрового продукта (далее будут раскрывать последующие со ссылками на текущую статью)

1) Если ваша задача формулируется, как:

· Выявить навыки…

· Оценить уровень развития навыков…

· Сформировать кадровый резерв…

· Отобрать на программу развития…

· Определить готовность участников к…

Это будет продукт, направленный на оценку компетенций. Это может быть и бизнес-игра и бизнес-симуляция.

Такой продукт:

· Должен иметь перечень компетенций, которые можно выявить в процессе игры

· Чек-лист для оценки с перечисленными компетенциями и поведенческими индикаторами

· Может быть и коротким, и продолжительным (2-8 часов)

· Не обязан предоставлять методические материалы для участников (рабочие тетради, формы для работы и пр.)

· Не обязан содержать теоретических блоков (мы замеряем действия участников на основе имеющихся у них способностей)

· Если принципиально увидеть проявление компетенций участниками в рамках конкретного процесса, то выбрать надо бизнес-симуляцию, если речь об универсальных навыках («мягких» навыках, например), то можно выбрать и бизнес-игру

2) Если ваша задача формулируется как:

· Сформировать понимание…

· Продемонстрировать…

· Напомнить о…

Это будет продукт проблематизирующий. Он ставит те выводы, к которым надо подвести группу, «ребром» (соблюдение корпоративных принципов, существующие проблемы в коллективе и пр.). Это может быть и бизнес-игра и бизнес-симуляция.

Такой продукт:

· Должен быть или коротким, или средней продолжительности (2-5 часов)

· Должен сопровождаться глубокой модерационной сессией с выводами

· Обязательно пост-сопровождения по итогам модерационной сессии

· Не обязан содержать теоретических блоков

· Не обязан предоставлять участникам рабочие тетради, но должен иметь формы для записей

· Если принципиально увидеть проявление компетенций участниками в рамках конкретного процесса (возможно, какого-то кросс-функционального взаимодействия), то выбрать надо бизнес-симуляцию, если речь об универсальных навыках («мягких» навыках, например), то можно выбрать и бизнес-игру

3) Если ваша задача формулируется как:

· Обучить/научить…

· Сформировать компетенции…

· Повысить качество…

· Проинформировать о…

Это будет продукт обучающий. Цель игрового продукта – сформировать определенные навыки. При этом, надо помнить, что на единичном коротком мероприятии происходит лишь первичное закрепление навыка. С ним обязательна дальнейшая работа.

Такой продукт:

· Длится 6-32 часа

· Включает в себя теоретические блоки

· Предоставляет участникам методические материалы (рабочие тетради, формы для работы и пр.)

· Содержит минимум 3 раунда: 1й – опыт+ошибки, 2й – корректировка и проверка гипотез, 3й – воспроизведение успешной стратегии

· Сопровождается фасилитационной сессией

· Требует пост-сопровождения до уверенной демонстрации нового навыка/ов

· Если целевое поведение должно демонстрироваться в конкретном процессе подойдет бизнес-симуляция, если речь об универсальных навыках – подойдет как бизнес-симуляция, так и бизнес-игра

4) Если ваша задача формулируется как:

· Отработать…

· Закрепить…

· Попрактиковать…

· Подкрепить…

Это будет продукт закрепляющий ранее полученную информацию/знания. Он применяется для закрепления полученного материала на практике. Например, до игры участникам дали теоретический блок в формате тренинга или лекции, и требуется его закрепить, тренируясь применять его в деятельности.

Такой продукт (похож на обучающий, за некоторыми исключениями):

· Длится 6-32 часа

· Содержит минимум 3 раунда: 1й – опыт+ошибки, 2й – корректировка и проверка гипотез, 3й – воспроизведение успешной стратегии

· Сопровождается фасилитационной сессией с отсылкой к уже полученной информации

· Не обязан содержать теоретических блоков (только для отсылки к полученной информации)

· Не обязан предоставлять участникам методические материалы, кроме форм для заметок

· Если целевое поведение должно демонстрироваться в конкретном процессе подойдет бизнес-симуляция, если речь об универсальных навыках – подойдет как бизнес-симуляция, так и бизнес-игра

5) Если ваша задача формулируется как:

· Повысить вовлеченность…

· Повысить эффективность…

· Повысить информированность…

Это будет продукт повышающий вовлеченность. Он всегда располагается на грани между обучением и развитием, эффективностью процессов и маркетингом.

Такой продукт:

· Может быть коротким, если речь о вовлеченности на единоразовом мероприятии (6-8 часов) и должен быть продолжительном, если речь о повышении эффективности (от 3х месяцев)

· Должен содержать значительную исследовательскую часть (необходимо глубоко изучить целевую аудиторию и трудности, которые мешают их полной вовлеченности)

· Должен иметь продуманный и четко сконструированный дизайн и подобранное под аудиторию содержание (под ее потребности)

· Может, но не обязан содержать теор.блоки (они присутствуют, если ЦА не хватает знаний и инструкций)

· Может, но не обязан содержать методические материалы для участников

· Если речь о единоразовом мероприятии, подойдут бизнес-игра, бизнес-симуляция, геймификация. Если речь о повышении эффективности, что происходит постепенно, то лучше выбрать геймификацию.

Если перед вами стоит задача по управлению командой, которая формулируется как-то иначе, пишите ее в комментариях. Я обязательно разберу разные варианты ее решения с перечислением плюсов и минусов.

В следующей статье я возьму параметр связи целевой аудитории и выбора игрового продукта.