Игры бывают разные и, наверняка, если Вы уже когда-либо запрашивали у разработчиков детали по имеющимся у них продуктам, получали в ответ что-то типа: «Зависит от целевой аудитории, от количества человек, от места проведения, от содержания игры, от глубины модерации» и прочее.
У тех, кто долго в одной теме, происходит профессиональная деформация: мы перестаем рассказывать основы тем, кому необходимо понимать больше в нашей работе, но для него это направление не является профессиональным.
Попробую чередовать статьи на темы систем развития, лидерства, архитектуры учебной среды и т.д. и разборы игр с основами по ним же и кейсами для демонстрации.
Дальнейшая информация будет полезна тем, кому надо:
· Организовывать корпоративные мероприятия
· Закупать продукты для обучения и оценки компетенций
· Запускать корпоративные ценности, культуру и т.д.
· Проводить цикловые мероприятия
· Искать возможности для повышения вовлеченности персонала
· Улучшать процессы и взаимодействие команд в этих процессах
· Повышать эффективность системы развития в компании
· Создавать и развивать кадровый резерв
Прежде всего, речь об ответственных за функцию обучения и развития в компании.
Итак, игры бывают очень разными. Мы будем говорить о направлении «серьезных» игр и их применении. «Серьезные» игры применяются для выявления, оценки, формирования навыков, реже, для генерации инсайтов (осознание чего-то через практику).
Отсюда область их применения: школы, компании, организации, развивающие различные гос.институты и пр.
Значимыми параметрами для выбора игры под вашу задачу являются:
· Цели и задачи, которые вам надо выполнить;
· Целевая аудитория мероприятия;
· Численность целевой аудитории;
· Удаленность участников мероприятия друг от друга;
· Сплоченность участников мероприятия друг с другом;
· Отношения участников друг с другом;
· Корпоративная культура компании;
· «Открытость» участников к экспериментам и нестандартным решениям;
Каково влияние перечисленных факторов на выбор игрового продукта?
Сегодня я затрону только параметр №1: влияние цели и задачи на выбор игрового продукта (далее будут раскрывать последующие со ссылками на текущую статью)
1) Если ваша задача формулируется, как:
· Выявить навыки…
· Оценить уровень развития навыков…
· Сформировать кадровый резерв…
· Отобрать на программу развития…
· Определить готовность участников к…
Это будет продукт, направленный на оценку компетенций. Это может быть и бизнес-игра и бизнес-симуляция.
Такой продукт:
· Должен иметь перечень компетенций, которые можно выявить в процессе игры
· Чек-лист для оценки с перечисленными компетенциями и поведенческими индикаторами
· Может быть и коротким, и продолжительным (2-8 часов)
· Не обязан предоставлять методические материалы для участников (рабочие тетради, формы для работы и пр.)
· Не обязан содержать теоретических блоков (мы замеряем действия участников на основе имеющихся у них способностей)
· Если принципиально увидеть проявление компетенций участниками в рамках конкретного процесса, то выбрать надо бизнес-симуляцию, если речь об универсальных навыках («мягких» навыках, например), то можно выбрать и бизнес-игру
2) Если ваша задача формулируется как:
· Сформировать понимание…
· Продемонстрировать…
· Напомнить о…
Это будет продукт проблематизирующий. Он ставит те выводы, к которым надо подвести группу, «ребром» (соблюдение корпоративных принципов, существующие проблемы в коллективе и пр.). Это может быть и бизнес-игра и бизнес-симуляция.
Такой продукт:
· Должен быть или коротким, или средней продолжительности (2-5 часов)
· Должен сопровождаться глубокой модерационной сессией с выводами
· Обязательно пост-сопровождения по итогам модерационной сессии
· Не обязан содержать теоретических блоков
· Не обязан предоставлять участникам рабочие тетради, но должен иметь формы для записей
· Если принципиально увидеть проявление компетенций участниками в рамках конкретного процесса (возможно, какого-то кросс-функционального взаимодействия), то выбрать надо бизнес-симуляцию, если речь об универсальных навыках («мягких» навыках, например), то можно выбрать и бизнес-игру
3) Если ваша задача формулируется как:
· Обучить/научить…
· Сформировать компетенции…
· Повысить качество…
· Проинформировать о…
Это будет продукт обучающий. Цель игрового продукта – сформировать определенные навыки. При этом, надо помнить, что на единичном коротком мероприятии происходит лишь первичное закрепление навыка. С ним обязательна дальнейшая работа.
Такой продукт:
· Длится 6-32 часа
· Включает в себя теоретические блоки
· Предоставляет участникам методические материалы (рабочие тетради, формы для работы и пр.)
· Содержит минимум 3 раунда: 1й – опыт+ошибки, 2й – корректировка и проверка гипотез, 3й – воспроизведение успешной стратегии
· Сопровождается фасилитационной сессией
· Требует пост-сопровождения до уверенной демонстрации нового навыка/ов
· Если целевое поведение должно демонстрироваться в конкретном процессе подойдет бизнес-симуляция, если речь об универсальных навыках – подойдет как бизнес-симуляция, так и бизнес-игра
4) Если ваша задача формулируется как:
· Отработать…
· Закрепить…
· Попрактиковать…
· Подкрепить…
Это будет продукт закрепляющий ранее полученную информацию/знания. Он применяется для закрепления полученного материала на практике. Например, до игры участникам дали теоретический блок в формате тренинга или лекции, и требуется его закрепить, тренируясь применять его в деятельности.
Такой продукт (похож на обучающий, за некоторыми исключениями):
· Длится 6-32 часа
· Содержит минимум 3 раунда: 1й – опыт+ошибки, 2й – корректировка и проверка гипотез, 3й – воспроизведение успешной стратегии
· Сопровождается фасилитационной сессией с отсылкой к уже полученной информации
· Не обязан содержать теоретических блоков (только для отсылки к полученной информации)
· Не обязан предоставлять участникам методические материалы, кроме форм для заметок
· Если целевое поведение должно демонстрироваться в конкретном процессе подойдет бизнес-симуляция, если речь об универсальных навыках – подойдет как бизнес-симуляция, так и бизнес-игра
5) Если ваша задача формулируется как:
· Повысить вовлеченность…
· Повысить эффективность…
· Повысить информированность…
Это будет продукт повышающий вовлеченность. Он всегда располагается на грани между обучением и развитием, эффективностью процессов и маркетингом.
Такой продукт:
· Может быть коротким, если речь о вовлеченности на единоразовом мероприятии (6-8 часов) и должен быть продолжительном, если речь о повышении эффективности (от 3х месяцев)
· Должен содержать значительную исследовательскую часть (необходимо глубоко изучить целевую аудиторию и трудности, которые мешают их полной вовлеченности)
· Должен иметь продуманный и четко сконструированный дизайн и подобранное под аудиторию содержание (под ее потребности)
· Может, но не обязан содержать теор.блоки (они присутствуют, если ЦА не хватает знаний и инструкций)
· Может, но не обязан содержать методические материалы для участников
· Если речь о единоразовом мероприятии, подойдут бизнес-игра, бизнес-симуляция, геймификация. Если речь о повышении эффективности, что происходит постепенно, то лучше выбрать геймификацию.
Если перед вами стоит задача по управлению командой, которая формулируется как-то иначе, пишите ее в комментариях. Я обязательно разберу разные варианты ее решения с перечислением плюсов и минусов.
В следующей статье я возьму параметр связи целевой аудитории и выбора игрового продукта.