В наше время королём драгоценных камней считается алмаз. Нет, вкусы у всех разные, но всё- таки если попросить быстро назвать самый дорогой и самый красивый камень, большинство вспомнят именно его. Однако, в моду он вошёл не так уж и давно (в исторических масштабах, разумеется). В Древнем Египте и Месопотамии алмаз, похоже, не знали вовсе. Самое древнее найденное археологами изделие с этим камнем - бронзовая греческая статуэтка с алмазными глазами. Она датируется 480 г. до н. э. По всей вероятности, камни попали в Грецию из Индии. Сейчас статуэтка хранится в Британском музее.
Во времена античности алмаз был не так уж и любим ювелирами, сильно уступая в популярности рубинам, гранатам и изумрудам. Конечно, в те времена и вплоть до XVIII века было известно всего одно алмазное месторождение – в Индии (россыпи Голконды). Но в том же Древнем Египте просто обожали лазурит из Бадахшана (Северный Афганистан), да и украшения из балтийского янтаря где только не находят. Алмаз, хоть и числился в драгоценных камнях, начиная с античности, на первые места в рейтингах долго не поднимался. А всё потому, что его не умели как следует обрабатывать. А не обработанный должным образом алмаз едва ли красивее обыкновенного хрусталя. Только и радости, что твёрдый.
В XV в. ювелир Луи де Беркен придумал использовать смешанный с маслом алмазный порошок для шлифовки драгоценных камней. Работал он при дворе бургундского герцога Карла Смелого, а двор этот был самым блестящим в тогдашней Европе. Герцоги Бургундские превзошли в роскоши и изяществе множество королей. Об их собственном сюзерене, короле Франции и говорить нечего. Людовик XI мрачный характер, не любил роскоши, ходил в тёмном и даже поношенном платье. Характер двух государей неплохо описан в романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард». А тех, кто предпочитает исторические источники художественным произведениям, мы отсылаем к мемуарам Филиппа де Коммина.
С помощью алмазного порошка Луи де Беркен впервые в истории сумел как следует отшлифовать и сам алмаз. Тогда-то и выявилось главное достоинство этого драгоценного камня: способность преломлять свет, которой в такой мере не обладает никакой иной камень. Беркена с полным основанием можно назвать изобретателем бриллианта.
После того, как ювелир Карла Смелого выпустил на волю сокрытый в алмазе свет, искусство обработки драгоценного камня начало стремительно развиваться. Было придумано множество способов огранки. Ювелиры заставляли алмаз сверкать всё ярче и ярче. Пика своей популярности украшения из бриллиантов достигли в XVII в. Тогда крупнейшими центрами торговли алмазами и алмазогранения стали Амстердам и Антверпен. Собственно говоря, эти города сохранили такой свой статус по сей день. Одним из значимых достижений амстердамских и антверпенских ювелиров XVII в. было изобретение гранения алмаза «в виде розы». Бриллиантовая «роза» представляет собой круглый камень, диаметр которого в два раза больше высоты. «Роз» выделяют несколько видов. «Простая роза» имеет шесть плюс двенадцать граней. У «брабантской розы» граней шесть и восемнадцать.
На сегодняшний день обработка алмазов является живым и развивающимся искусством. Новые виды гранения изобретаются постоянно. Пропорции камня, соотношения площадей граней, угол между ними, всё имеет значение при выявлении скрытой в камне красоты. Великолепные образцы гранильного искусства собраны в знаменитых на весь мир музеях бриллиантов в Антверпене и Амстердаме.