Найти тему
Realist Media

Как бороться с эмоциональным выгоранием

Эмоциональное выгорание (или burnout), которое выражается в безразличном или негативном отношении к работе, цинизме во взаимодействии с коллегами и клиентами и, в конечном итоге, в психосоматических заболеваниях, опасно для всех категорий сотрудников, но в случае с топ-менеджерами может иметь катастрофические последствия для организации. HR-executive и автор книги «Мотивация как она есть» Татьяна Кожевникова рассказала Realist, как искусственный интеллект может распознать эмоциональное выгорание сотрудника и почему не достаточно только высоких бонусов в качестве похвалы для топ-менеджера.

На каждого руководителя ежедневно смотрят десятки или даже сотни сотрудников и используют его поведение в качестве ролевой модели. Соответственно, немотивированный или негативный начальник серьёзно влияет на вовлечённость своей команды, что может привести к снижению производительности труда и уходу из компании ключевых сотрудников.

Для того, чтобы предотвратить эмоциональное выгорание, прежде всего необходимо понять, у кого и почему оно возникло. Сейчас на рынке появляются высокотехнологичные инструменты выявления «выгоревших» сотрудников. Например, основатель IT-компании ABBYY Давид Ян запустил систему управления эффективностью бизнеса Yva, основанную на искусственном интеллекте. Yva фиксирует выгорание сотрудников и потерю интереса к работе, подключаясь к корпоративной почте, мессенджерам, а также с помощью опросов и последующего анализа всех полученных данных. 

Очевидно, что топ-менеджеры вряд ли согласятся на то, чтобы их переписку анализировал искусственный интеллект, поэтому основную роль в идентификации подобных проблем у коллег могут играть СЕО, HR-директор или члены совета директоров, конечно, если они часто взаимодействуют с командой топ-менеджеров.

Основные причины выгорания – напряженный рабочий ритм, эмоциональная нагрузка, связанная с высокой ответственностью, и отсутствие признания заслуг и положительной обратной связи за выполненную работу. Последний фактор наиболее актуален для топ-менеджеров, так как их работу оценивают СЕО, акционеры и члены совета директоров, а эти люди зачастую предпочитают фокусироваться только на проблемных областях. Они считают, что руководители высшего звена должны обладать внутренней мотивацией, поэтому их не нужно хвалить, достаточно высоких бонусов при достижении хороших результатов и продления трудового договора на новый срок. 

В одной из компаний, где я работала, в ходе ежегодной оценки эффективности деятельности (performance appraisal) СЕО сразу переходил к «областям для развития», так как не хотел «тратить время на обсуждение успехов, о которых руководитель и так прекрасно знает». 

Тем не менее топ-менеджеры также, как и рядовые сотрудники, нуждаются в поддержке и положительной обратной связи. В своей книге «Мотивация как она есть» я описываю эффективные практики работы с топ-командой, которые включают в себя, например, совместное празднование важных дат (юбилей работы в компании, день рождения) или достижений (получение степени executive MBA, попадание в рейтинг лучших топ-менеджеров); регулярные обеды с СЕО и членами совета директоров, на которых руководители в неформальной обстановке могут пообщаться друг с другом и снять эмоциональную напряжённость; недорогие подарки (например, книги по бизнесу). Некоторые акционеры считают, что они хорошо оплачивают топ-менеджеров, и те могут сами купить себе любую книгу и отметить день рождения, но надо понимать, что дело здесь совсем не в деньгах. Руководителю в данном случае важен сам факт того, что о нём не забыли и продемонстрировали уважение к его вкладу в бизнес.

Фото: unsplash.com

Уважение (в широком смысле) – один из важнейших инструментов профилактики выгорания. Речь идёт об уважении к мнению и чувству собственного достоинства человека, к его частной жизни и свободному времени. На одной из конференций для руководителей, прошедшей недавно в Москве, практически все спикеры согласились с точкой зрения, что чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице, тем меньше ты распоряжаешься своим свободным временем, и тем меньше тебе позволено иметь собственное мнение. 

Во многих российских компаниях от руководителей ожидают, что они будут задерживаться по вечерам и работать по субботам. Им не позволено выключать телефон ночью или во время отпуска: они должны быть доступны для акционеров и СЕО в режиме 24/7. Мне известны примеры, когда топ-менеджеры были обязаны заниматься тем видом спорта или духовными практиками, которыми увлекается акционер, покупать дома в непосредственной близости от его резиденции, чтобы в любое время дня и ночи являться к нему по первому требованию, и даже летать по выходным с акционером на его частном самолете или уходить на личной яхте в те города и страны, где он хочет провести уикенд со своими сотрудниками.

Работа в «окологосударственных» компаниях, где нет акционеров-олигархов, также требует значительных жертв: руководители не имеют права публично выражать свою политическую или общественную позицию, в частности, комментировать действия власти или подписывать какие-либо петиции в соцсетях, не говоря уже о посещении тех или иных акций и митингов. Работа на государство напрямую или в качестве подрядчика предполагает, что топ-менеджеры должны разделять и поддерживать официальную идеологию, поэтому, если в глубине души они с этой идеологией не согласны, возникает серьёзный когнитивный диссонанс, ведущий к стрессу и выгоранию.    

Фото: unsplash.com

Очевидно, что подобное «эмоциональное рабство» и невозможность распоряжаться своим временем являются оборотной стороной высокооплачиваемой работы на топ-позициях в престижных компаниях. Если СЕО, члены совета директоров и акционеры не видят необходимости предпринимать активные действия по снижению стресса и нематериальному поощрению топ-менеджеров, то не помогут ни индивидуальные консультации психологов, ни занятия йогой, ни медитация. 

Единственная возможность вернуть интерес к жизни и улучшить своё эмоциональное и физическое благополучие – это перейти в ту компанию, где к руководителям относятся с уважением (это характерно, например, для многих международных корпораций и технологических стартапов). Еще одна опция – открыть собственный консалтинговый бизнес, начать преподавать или заняться некоммерческими проектами и приносить пользу обществу. Несмотря на то, что, с финансовой точки зрения, подобные виды деятельности менее привлекательны, они приносят большое количество положительных эмоций и делают жизнь человека более благополучной.