Наверно, в названии был бы уместен знак вопроса. Даже несмотря на то, что Карл Маркс писал о нем, что что это двуногое исчадие ада приобрело печальную известность благодаря гнусностям своего потомства – многочисленным сыновьям и дочерям, отправившим в могилу легионы достойнейших людей.
Он родился в городе Хатива (Валенсия, Испания) около 1431 г., получив при рождении имя Родриго де Лансол-Борха, но получил известность в Италии, как Родриго Борджиа, а позже папа римский Александр VI.
Избрав духовную карьеру, Родриго Борджиа в 1458 г. стал кардиналом. После смерти Каликста III способствовал избранию на папский престол Пия II (Pius) (1405-1464). Тот был известен, как гуманист, поэт (светское имя — Энеа Сильвио Пикколомини (Piccolomini)). Став папой, расширил территорию Папской области. После смерти Пия опять же не без помощи кардинала Борджиа папой стал Павел II (Paulus Secundus). Мирское имя: Пьетро Барбо. Происхождение: Венеция (Италия). Годы жизни: 23 февраля 1417 - 26 июля 1471 Годы понтификата: 30 августа 1464 - 26 июля 1471
Первым делом Павел приступил к реформе курии и упразднил коллегии аббревиаторов, где подвизалось большое количество поэтов и риторов. Один из них, по имени Платина, написал угрожающее письмо в адрес папы, но был арестован и замучен в застенках инквизиции. Вообще Павел в отличие от своего предшественника не был гуманистом и даже плохо владел латынью, но покровительствовал университетам, перенес из Субиако в Ватикан первую в Италии типографию, построил в Риме дворец св. Марка, известный сейчас как Венецианский дворец, собирал монеты и драгоценности, часто организовывал народные празднества.
В годы понтификата Павла II получил ряд значительных бенефициев. Не бедствовал он и после смерти Павла, когда понтификом стал Сикст IV. Франческо делла Ровере родился в небогатой семье и отроком был отдан в францисканский монастырь. Он с большим успехом изучал философию и богословие в Павии, читал лекции в университетах Падуи, Болоньи, Павии, Сиены и Флоренции.
В 1472 – 1473 гг. Борджиа был папским легатом в Испании, где немало способствовал браку между Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской. Объединение Арагона и Кастилии привело к созданию самого сильного в раздробленной Испании королевства. А Борджиа получил в лице Фердинанда и Изабеллы могущественных союзников.
Противодействие итальянских кардиналов помешало Родриго занять папский престол после смерти Сикста IV в 1484 г. Следующие 8 лет первосвященником римской католической церкви был Иннокентий VIII, в миру — Джанбаттиста Чибо. Он провел весьма бурную молодость, результатом которой стало многочисленное внебрачное потомство, впоследствии заселившее ватиканские дворцы.
5 декабря 1484 г. Иннокентий издал очень суровую буллу против ведьм. Изложенные в ней тезисы были впоследствии воплощены в печально знаменитом "Молоте ведьм". В 1487 г. он назначил Великим Инквизитором Томаса де Торквемаду. В рамках борьбы с ересью Иннокентий организовал крестовый поход против вальденсов, выступал против гуситов в Чехии, а в декабре 1486 г. под страхом отлучения от церкви запретил публичные чтения девятисот тезисов Пико делла Мирандолы. В целях обогащения Иннокентий создал множество должностей в курии, которыми бесстыдно торговал. В итоге ему пришлось вести борьбу с нечистоплотными должностными лицами, которые от имени папы выпускали поддельные буллы. Одним из немногих светлых пятен в понтификате Иннокентия VIII было взятие Гранады и полное освобождение Пиренейского полуострова от арабов в 1492 г. Получив в дар от Фердинанда II Арагонского прекрасных мавританских рабов, папа даровал королю титул "Католическое Высочество".
В 1492 г. взошла звезда Родриго Борджиа. Известно, что он подкупил конклав, избравший его папой. Есть версия, что августейшая чета Фердинанд и Изабелла потратили 50 тысяч золотых дукатов, что во главе Ватикана и всей католической церкви оказался их соотечественник. Родриго принял имя Александра VI. Современники усмотрели в этом некий намёк на папу Александра Великого. Александр III (Alexander III), в миру - Роландо Бандинелли (Bandinelli; ум. 30.VIII.1181), - папа римский с 1159 года; теолог. Стремился утвердить папскую теократию. С этой целью вел борьбу против Фридриха I Барбароссы (который выставил против Александра III целую плеяду антипап и всё же проиграл).
Долгое время считалось, что Орландо Бандинелли был тем самым знаменитым знатоком теологии и права из Болоньи, который составил "Свод магистра Роланда" (комментарии к "Декреталиям" Грациана) и написал "Сентенции", в которых было отчетливо видно влияние идей Пьера Абеляра. Но в последнее время историки пришли к мнению, что Орландо Бандинелли и Роланд Болонский - это два разных человека.
В 1179 г. Александр провел Одиннадцатый Вселенский (Третий Латеранский) собор. Одним из ключевых постановлений собора был декрет о том, что для победы на папских выборах кандидату необходимо набрать не менее двух третей голосов кардиналов при исключении какого бы то ни было вмешательства извне. Другие постановления собора касались имущественных прав духовенства и доходов, которые должны поступать в папскую казну.
Но речь не о нём.
За 11 лет своего понтификата Борджиа добился того, что клерикальная элита Италии стала олицетворением порока: в разврате, кровосмешениях, убийствах, заговорах главенствующая роль принадлежала папе при непременном участии сына его – Чезаре и дочери Лукреции. Управы на Борджиа, его семейство и ставленников, благодаря сказочным богатствам, которыми он владел, не было.
Родриго Борджиа приписывают следующее изречение: «Войны выигрываются не армиями и золотом, а поварами на кухнях и распорядителями званых обедов. Нужна малость – уметь влить в бочку мёда каплю яда».
Будущий преемник Александра VI Юлий II, знающий о палаческих «слабостях» последнего отнюдь не понаслышке, в хрониках, которые вёл ежедневно, писал следующее: «Как правило, использовался сосуд, содержимое которого в один прекрасный день могло приобщить к вечности неудобного барона, богатого служителя церкви, слишком болтливую куртизанку, острого на язык камердинера, вчера ещё преданного убийцу, сегодня ещё преданную возлюбленную. В темноте ночи Тибр принимал в воды бесчувственные жертвы Кантареллы». Кантареллу называют «фирменным» ядом семейства Борджиа. Его авторство приписывают любовнице Родриго Ваноцце Катанеи, матери упомянутых Чезаре и Лукреции. По одной версии она была римской аристократкой, по другой – куртизанкой. (Хотя,возможно, одно другому не мешает…) Кто-то из современников назвал ее «прекрасной, как ангел, но злой и лживой, как дьявол». Есть версия, что не так давно благодаря тому, что в бывших покоях Борджиа нашли его личное кольцо-сюрприз. На внешней стороне выгравировано: «Милосердный Борджиа, 1503 год». На внутренней имеется надпись: «Выполни свой долг, чего бы это тебе ни стоило».
Благодаря этой находке якобы раскрыт рецепт яда, что представляется автору данной статьи весьма сомнительным. Автору доводилось пить коньяк, «томившийся» во фляжке порядка десяти лет и удостовериться, что он не утратил ни вкуса, ни крепости. Но десять лет всё же не пятьсот…
Якобы в 1966 году итальянский химик Карло Чезини выяснил состав «яда Борджиа». Не вижу смысла приводить его здесь, вряд ли кто станет искать железы древесной жабы и вытяжки из южноафриканских растений (каких – не известно); на сегодняшний день вполне хватает более современных средств.
Есть версия, что Борджиа сам стал жертвой своего же яда. Решив избавиться от покусившихся на его абсолютную власть кардиналов, но, сознавая, насколько они опасаются его хлебосольства, Борджиа обратился с просьбой к преданному кардиналу Адриано ди Карнето ненадолго предоставить ему дворец для торжественного приёма.
До того там тайно побывал папский камердинер, доставивший бочонок отравленного вина, которым следовало потчевать только тех, на кого укажет сам Борджиа. Папа расправился с врагами. Но по ошибке выпил ту же отраву, правда, изрядно разбавленную водой. Благодаря низкой дозе яда Александр VI не умер сразу, а мучился ещё четыре дня…
Борджиа не стало. Но чёрное дело его жило и процветало. Составители так называемых Ватиканских прописей повествуют о том, что в 1659 году Папа Александр VII решил навсегда покончить с изготовителями ядов и отравителями, которые открыто торговали смертью, беря плату даже не золотом – медяками: не кровожадность подталкивала к адским сделкам, а бедность.
Аптекарей-мужчин, имевших под рукой изрядные запасы мышьяка, не тронули: «Казним их, останемся без лекарств и изничтожимся, как мухи». Поэтому отловили 150 внешне весьма привлекательных простолюдинок-вдов, обвинив их в отравлении мужей и любовников. Пытки в застенках инквизиции быстро развязали языки.
Все отравительницы мгновенно указали на некую Иерониму Спару – чернокнижницу и гадалку, знавшую, кто владеет искусством составления яда на основе красного мышьяка: «Если кто съест горошину этого травяного камня, сразу лишится крови». Спара, впрочем, оказалась крепким орешком. Пытки не сломили её. Александр VII, которому, видимо, как воздух, тоже нужен был рецепт яда, не имевшего равных в мире, приказал освободить её из заточения, но установить слежку.
Хитрость сработала. Вскоре папские тайные агенты задержали даму – целительницу Теофанию ди Адамо, разработавшую уникальную рецептуру яда, действовавшего мгновенно и не оставляющего следов в организме. Этот яд, названный «Водичкой Теофаны», в наши дни занимает почётное место в арсеналах спецслужб.
По мнению автора всё это не более, чем слухи, чтобы не сказать хуже.