Мы решили разобрать предлагаемую схему маршрутной сети Новокузнецка "по косточкам". А точнее, по районам.
Как уже сообщалось, предложенный мэрией проект маршрутной сети в Новокузнецке нуждается в более детальном изучении и обсуждении.
Чтобы понять, что обретут, а что потеряют горожане, мы решили заглянуть в каждый из районов. Начнём с Заводского района.
Итак на текущий момент в Заводском районе 17 маршрутов.
Муниципальные автобусы сейчас курсируют по маршрутам № 7, 71 и 81, автобусы частных перевозчиков обслуживают маршруты № 14, 15, 16, 35, 35а, 47, 47а, 91 и 345; кроме того, есть еще маршруты № 9, 10 и 11, которые курсируют внутри Заводского района, а также троллейбусы № 1 и 5.
Добраться без пересадок можно из разных точек Заводского района и в центр, причем, как на Левый берег, так на Вокзал, и в Новоильинский район (7, 71, 89, 91), и в Орджоникидзевский (345), и в Куйбышевский (16). Интервал движения многих автобусов, работающих по нерегулируемому тарифу (то есть тех, которые обслуживают частники) составляет 3-4 минуты.
Сказать, что пассажиры всегда ездят сидя и с комфортом, нельзя: утром и вечером, когда основная масса людей едет на работу и обратно домой, ПАЗики набиваются битком. Но за счет того, что их много, подолгу стоять на остановках людям не приходится.
Согласно новой схеме, которую недавно представили чиновники управления по транспорту и связи администрации Новокузнецка, в числе действующих останутся далеко не все маршруты. В ней сохраняется троллейбус №5, "внутрирайонные" автобусы № 9, 10 и 11, № 16 до Дальнего Куйбышева (правда, он будет ходить через Хлебозаводскую), № 345 до Абашева (кстати, он станет еще длиннее и будет делать "петлю" через Вокзал), № 89 и 91 до Новоильинского района, а также новый автобусный маршрут №5 "18 квартал - Рембыттехника - Ника - Ермакова - Левый берег". То есть к нынешней 5-ке "Абашево - Вокзал" он отношения не имеет.
Остальные маршруты, включая самые популярные 35 и 35а, 47 и 47а, 14 и 15, новой схемой не предусмотрены.
При этом по району горожан будут возить автобусы средней вместимости (72 человека, сидячих мест - 25), а так называемые "магистральные" маршруты будут выполнять автобусы большой и особо большой вместимости (180 мест, в том числе 37 посадочных).
В общей сложности, согласно новой схеме, курсировать по Заводскому району будут 79 автобусов средней, большой и особо большой вместимости.
Нетрудно догадаться, к чему именно подталкивает пассажиров логика новой схемы маршрутов. Добраться до района на одном автобусе, а потом пересесть на другой, чтобы доехать до дома или работы. При этом если по новой схеме интервал движения 11-го, например, 6 минут в часы пик, то у 9-го - 20 минут, а у 10-ки - аж 40 минут.
13-й микрорайон, как следует из схемы, вообще оказывается словно отделенным от остального города. Чтобы, к примеру, добраться оттуда до вокзала, нужно сначала доехать до 18-го квартала, там пересесть на 5-й автобус и доехать до Рембыттехники, где снова пересесть, чтобы доехать, наконец, до Вокзала. Сейчас из 13-го микрорайона до Вокзала можно добраться на одном 35-м автобусе, который "упраздняется". И это лишь один пример изменений, которые коснутся десятков тысяч горожан, если новая схема будет воплощена в жизнь.
Вчера мы пообщались с теми, кто пользуется общественным транспортом в Заводском районе и узнали, что люди думают о предлагаемом проекте маршрутной сети в Новокузнецке и в частности в Заводском районе.
Ирина Николаевна, массажистка:
- Читала я про новую схему. На всех сайтах пишут в Интернете. А главного не пишут: вы поймите, у людей вся жизнь изменится к худшему. Вот смотрите. Я пенсионерка, и когда никуда не спешу, могу позволить себе подождать муниципальный автобус. А подождать-то приходится ого-го, иной раз и пешком проще дойти. Но когда беру клиентов на дому, то должна приехать к определенному времени. На Запсиб из центра мне всегда легко уехать: у меня и 35, и 35а, и 47, и 47а - смотря куда там, на Запсибе, надо... Но ведь их все из новой схемы вычеркнули. А как я буду добираться? С пересадками? Так это в два раза дороже выйдет. Мне что ли с клиентов деньги за дорогу брать? Это же смешно.
Но дело не только в деньгах. Дело во времени. Неизвестно сколько из точки А в точку Б добираться придется. Я знаю, очень много народу возят детей из Заводского в Центральный район и наоборот. На всякие танцы, спортивные секции, английский... Родители и так с ног сбиваются, чтобы все успеть, а тут еще такая накладка по времени! Да каждая пересадка им будет обеспечивать опоздание: детям на секцию, а родителям на работу.
Такое ощущение, что у тех, кто придумал новую схему вообще нет никакого представления о жизни людей.
Любовь Борисовна, пенсионерка:
- Вроде мэр сказал, что еще ничего не решено, что только начинается обсуждение.
Я думаю, так оно и есть. Будет странно, если мэр так поступит с людьми, это просто негуманно, неправильно. До 18-го квартала сейчас так удобно добираться: и 35-а, и 47-й. А в наш 13-й микрорайон наоборот надо добавлять больше 35-х. Утром и вечером они хорошо ходят, а днем долго ждать приходится.
Погодите, а 29-я больница? Ведь сколько людей на лечение ездят. И с детьми в том числе. Им что тоже на перекладных добираться? Ну нельзя же так! А школьники и студенты! Разве можно у них автобусы забирать?
Не знаю, зачем вообще придумали эту новую схему, но в то, что ее будут применять, я не верю.
Людмила, сотрудник Дома ребенка №2:
- У меня от этих новостей руки опускаются. Скажу вам честно: я еще поработать хочу.А если уберут автобус №35а, мне просто придется увольняться.
Я живу на Белана, а работаю на Тореза, и каждый день езжу туда и обратно. Если не будет 35а, мне придется идти через мост на станции Островской. Я как-то засекала, мне до работы тогда пешком 22 минуты топать. Это летом. А зимой, когда скользко, еще больше.
В результате я на работу приду выжатая и злая. И кому от этого хорошо будет? Кстати, у нас в доме ребенка из ста тридцати сотрудников треть - точно из других районов ездят. И машины есть далеко не у всех, даже не у каждого пятого. Так что злая буду не одна я. А мы вообще-то с детьми работаем. Нельзя такое делать. Мы обеими руками против!
Федор, сотрудник ЗСМК:
- Про новую транспортную схему я читал, и понял, что логика такая: ты можешь спокойно добраться из одного района в другой, а дальше - как знаешь. Или на автобусе, или пешком. Пешком дешевле. На автобусе быстрее, но если добираться придется с пересадками, значит, и платить в два раза больше. Не понимаю, какой в этом смысл. Сейчас, по-моему, все логично: сел и едешь. И есть выбор, это удобно.
Еще, как я понял, все ПАЗики заменят на большие автобусы. С одной стороны большой автобус - это хорошо. По утрам, в часы пик, часто бывает, что ПАЗики, хоть и идут один за одним, а набиваются под завязку. Но так ведь если пустят большие автобусы, наверняка, и интервал движения увеличат. И получится то же самое, только еще хуже.
Да и вообще, это правильно когда, есть конкуренция между частниками и муниципальщиками. Это же борьба за пассажира, и все стремятся быть лучше.
Елена, пенсинерка:
- А куда частники должны столько ПАЗиков девать? Об этом в мэрии, конечно, не подумали, им-то какая разница! А сколько людей останутся без работы: кондукторы, водители. Всех на мороз?
Другой момент. Вы понаблюдайте за остановкой "Администрация", например. Видели, там один ПАЗик заезжает, а машины стоят и ждут его, пока он заберёт пассажиров и поедет.
А если все автобусы будут длинномеры? Да у нас же весь район встанет!
А у "Радуги" дорога, там такой "перешеек" есть узкий. Не дай Бог там встретятся два больших автобуса! Они ж не разъедутся!
Ой, и вообще, знаю я эти муниципальные автобусы. Расписание вечно составлено как попало. Вон гляньте на табличку: то 7-ка и 71-й один за другим пустые идут в середине дня, то ждешь его,ждешь сорок минут, а он так и не придет. Ну что за дела?
Я вам так скажу. Слухи-то разные ходят. Раньше все говорили, какой-то питерский частник у нас в Новокузнецке свои интересы увидел. Теперь, говорят, москвичи. Помяните мое слово: если они со своих столиц к нам зайдут, мы не 25, мы все 50 рублей за проезд платить будем. Странные все-таки у нас чиновники. Нет бы своих, сибиряков, поддерживать...
Ольга, строитель:
- У нас на Запсибе маршруты убирать вообще нельзя! Да вы что, наоборот, добавлять надо!
Нет, в центр вообще без проблем уезжаем. Автобусов много: и 35-е, и 47-е, и 14-й, и 15-шка. Но только не подумайте, что они лишние. Вот пустой маршрутки я ни разу не видела. А на Ильинку, на 91-й маршрут, я бы прям добавила. Несколько раз такое было, что я ждала-ждала и в итоге такси приходилось вызывать, потому что ехать надо было срочно, а автобусов не было.
Про 15-шку я даже слышать не хочу. Он такой удобный, люди до треста доезжают, кому надо - сразу на трамвай.
А 345-й - это вообще песня. Его маршрут и так длинный был: мы как-то раз с Запсиба до Абашево полтора часа ехали. И это без пробок, честное слово. А теперь его еще продлять хотят. Это что за экскурсия по городу длиною в два часа? Нет бы наоборот добавить другой маршрут, чтобы с Запсиба в Абашево можно было быстрее добираться.
Я вам так скажу: вот эти люди, которые новую схему придумали, они на автобусах точно никогда не ездили. Или ездили, но забыли. Я вот помню, как в детстве ездила в этих больших, вечно битком набитых автобусах. Сначала ждешь его полчаса, потом кое-как залезаешь, а потом всю дорогу дышишь в чей-то пуп и боишься в этой толкучке родителей потерять. Ну неужели мы снова к этому вернемся?