Найти тему
Очерки о истории

Белоруская Жанна д-Арк на минималках

Сила искусства вещь великая! Ведь достаточно какому-нибудь поэту описать красиво то или иное событие и шансов что произведение запомнят больше чем исторический факт великое множество. Так например долгое время считалось что поляки вооруженные пиками и саблями таки разгромили танковую колонну немцев.

Бой под Кроянтами в представлении поляков
Бой под Кроянтами в представлении поляков

Или вот битва у Фермопильского прохода навсегда запомнилась нам тем, что якобы там всего 300 спартанцев обороняли всю Грецию от персов. Однако у Фермопил греки располагали армией примерно в 7-8 тысяч бойцов и успешно оборонялись два дня, а уж на третий день когда греки узнали об обходе персами перевала оборонять Фермопилы остались упомянутые спартанцы и феспийцы о которых увы нам мало известно. А весь мир чтит только спартанцев и клеймит позором фиванцев которые по Геродоту предали Леонида, но это опять же просто выдумка.

Ну что-то мы отвлеклись, вернемся к временам поближе, а именно в XIX век, где литовский поэт в жалостливо-плаксивом виде расписал нам печальную историю гибели славного полковника желающего перед смертью взять в руки саблю и сесть на коня. Этим "полковником" неожиданно стала 25-летняя Эмилия Плятер, которую причисляют то к полякам, то литовцам, но более всего постарались братья-белорусы назвав её чуть ли не национальной героиней.

Любимый польский сюжет про злых русских
Любимый польский сюжет про злых русских

Эмилия Плятер девушка чьи корни уходят вглубь тевтонской истории, её предки были славными рыцарями осевшими в Речи Посполитой и со временем стали польскими патриотами. В эпоху романтизма Эмилия зачитывалась романами с героическими сюжетами, а воспитание в кругу отставных солдат сильно повлияло на мировоззрение юной леди. Так она увлеклась фехтованием и стрельбой, а кумирами считала Жанну д-Арк и Бубулину (греческую героиню спонсировавшую войну против турков). Как и многие поляки Эмилия свысока относилась ко всему российскому и даже поговаривали отказалась выходить замуж за коменданта русской крепости. А вообще надо сказать, что российская администрация сквозь пальцы смотрела на ура-патриотическую возню в Польше, где одним из тостов оставался тост за смерть русских, а фанатеть от Костюшки было и вовсе модно даже в русском обществе.

Войцех Коссак. "Ноябрьская ночь". 1898 г Бой между русскими и поляками
Войцех Коссак. "Ноябрьская ночь". 1898 г Бой между русскими и поляками

В 1830 году видимо придя в восторг от революции во Франции, польская националистическая молодежь устроила небольшое восстание в Варшаве. Наместник Польши Константин (брат русского императора если что) прикинулся полным шлангом и сбежал из города, а позже вовсе попросил покинуть город все русские войска. Поляки ревели от восторга! Еще бы, ведь элитные русские части "бежали" от горстки студентов. Эмилия узнав о восстании, а главное узнав о бегстве русских вмиг обрезала себе волосы, схватила пистолет и стала собирать отряд. Первыми в отряд вошли еще четыре девахи, а после присоединился её двоюродный брат приведя с собой внушительную толпу. Вот этакий тимбилдинг нынешними историками Белоруссии рассматривается исключительно как проявление девочкой лидерских качеств.

Эта толпа немедля двинулась к ближайшей крепости - Динабургу. По пути они встретили два маленьких отряда, которые тут же "победили", но как только дошли до самой крепости то получили пару зарядов картечи и несколько десятков повстанцев так и осталось лежать у стен. Но такой пинок под нежный женский зад Эмилии только раззодорил её. Остатки её отряда отошли к Поневежу для соединения с бойцами Кароля Залусского. Вскоре всё это воинство влилось в состав регулярной польской армии под командованием генерала Дезидерия Хлоповского, который «за смелость и решительность в боевых действиях» присвоил Плятер звание капитана и назначил «почётным командиром роты в пехотном полку».

Эмилия Плярер в одиночку крошит 4 всадников башкирского полка (вроде-бы)
Эмилия Плярер в одиночку крошит 4 всадников башкирского полка (вроде-бы)

Тут надо понимать, что Хлоповский понимал, что эта деваха создает нехилый такой пиар его армии и с помощью неё можно набрать в армию еще больше людей. В честь Эмилии устраивались шикарные балы (хотя вроде как война и прочее), на которых она красовалась в военной форме и пыталась склонить состоятельную публику пожертвовать крупные денежные средства на дело восстания. Жадные польские дворяне денег не давали, но слезно умилялись девушке. А девушка в этот момент точно поверила, что она реинкарнация Жанны д-Арк и вот-вот поведет народы Польши к процветанию и освобождению от России.

Сам генерал Хлоповский видимо в реинкарнацию не верил и после нескольких поражений от русской армии решил таки свалить в закат в сторону Пруссии, а Эмилия Плятер осталась и решила прорываться к Варшаве, куда уже стягивались русские полки. Но вот привыкшее к сытой и спокойной жизни, здоровье девушки дало сбой и Эмилия слегла от простуды, позже её перевезли в усадьбу дворян, но было слишком поздно. 21 декабря 1831 года Плятер померла, надо сказать, что в это время вся польская армия уже бежала и сдалась, особо рьяные болтались в петле, а некоторые уехали осваивать Сибирь.

Польские туры в Сибирь
Польские туры в Сибирь

Казалось бы вот и всё. Но нет, Адам Мицкевич сочинил слезный стих "Смерть полковника" и слава о деве-воительнице разнеслась по всему миру, ну по крайней мере поляки, литовцы и белорусы её чтят. А есть ли за что? Ну давайте честно: Эмилия в боях участие принимала только в качестве украшения, более того многие участники восстания её материли на чем свет стоит. Появление Плятер всегда вносило сумятицу в войска и вынуждало офицеров выделять солдат для охраны Эмилии и её подруг, которых «дева- воительница» приглашала на поле боя, дабы те своим появлением подбодрили поляков. Ну знаете ли думаю вид девок мало спасет от летящего ядра или озлобленного эскадрона русской кавалерии.

Да более того, многие храбрые офицеры пожертвовали своими жизнями из-за глупости этой девахи. Во время одного из сражений майор Кекерницкий вынужден был отдать Плятер своего коня, чтобы та успела покинуть место битвы, из-за чего сам Кекерницкий попал в плен. Но стишок Мицкевича не только сделал из неё цельного полковника, но и преподнес её гибель как смерть крупного военачальника, хотя мы помним что девушка умерла спокойно в мягкой кроватке без единой раны.

Но почему белорусская? Считается, что дескать Эмилия прям обожала белорусский фольклор и даже пела песенки, да и всячески симпатизировала крестьянам-белорусам. Это с восторгом подхватили некоторые историки и обозвали её не иначе как Жанна д-Арк боровшуюся против кровавых москалей. Однако история вещь упрямая, учитесь находить истину, пусть даже там где потрудились фальсификаторы и русофобы.