Найти в Дзене
Красный Диван

РУССКИЙ "ДАРК-ФОЛК", ПРОСЬБА НЕ ПУТАТЬ С КАЛИНКОЙ-МАЛИНКОЙ

«Русский дарк-фолк? Это что-то из области лаптей, кокошников и калинки-малинки» - с перепугу может подумать несведущий человек, услышав термин со столь знакомым словом «фолк». И жестоко ошибётся. Ибо «русский дарк - фолк» это скорее из области серебряного века, русского похоронного плача, сумрачных гитарных переборов и театрально-милитаристского настроений.

-2

Пришёл это жанр в Россию с помощью двух своих главных ветвей - Английской и Германской. Первая является классической, и в своём первозданном виде представлена экзотическими персонажами Дэвидом Тибетом (David Tibet) из Current 93, Дугласом Пирсом (Douglas P) из Death in June и группой Sol Invictus. Причём, готики и постпанка в этой музыке гораздо больше чем собственно фолка. Вторая, - по - хорошему вторична, ибо, впитав в себя дух английского дарк-фолка, выдала на-гора свою неповторимую, пусть и провинциальную версию этого жанра. Самые знаменитые немцы, это, конечно же - Orplid, Forseti и DarkWood. Так называемый мартиал - индастриэл, близкий по милитаристской составляющей дарк - фолку представлен культовыми австрийцами Der Blutharsch. Англичане в рамках жанра больше принадлежали к славному племени апокалиптических фриков, а немцы романтизировали стиль, придав ему флёр тевтонского благородства и спеси.

-3

В России, где зарубежный опыт всегда воспринимался излишне буквально, дарк - фолк неизбежно принял наиболее серьёзную и нешуточно - возвышенную форму. Взяв от Англичан оголтелый пессимизм и игрушечный милитаризм, а от немцев пафосный романтизм русские переплавили всё это либо в специфическое декадентство в духе серебряного века либо, вынув из аутентичного славянского фолка его мистическую составляющую, сделали новую версию народного творчества, но с сильным хтоническим душком.

-4

Будучи маргинальным жанром, в маргинальной же музыке (готике), русский дарк-фолк имеет не так много последователей и исполнителей. Но все они, как на подбор, являются ярчайшими представителями этого сумрачного стиля. Точкой отсчёта Российского dark-folk принято считать альбом группы Romowe Rikoto “Narcissim”, который вышел в свет в 96 году прошлого века. Хотя, есть мнение, что даже патриарх русского рока Борис Гребенщиков не избежал влияния этого стиля и его «Русский альбом» (к слову, одно из пиковых достижений мэтра) был создан под сильным влиянием творчества Дэвида Тибета. «Рада и Терновник» - известный андерграундный коллектив с проникновенным женским вокалом также в девяностые выпустил альбом «Бессонница» с сильным дарк-фолковым замесом. Но всё же группами, строящими свою концепцию именно по дарк-фолковым лекалам, принято считать калининградцев Romowe Rikoto (которых на первых порах прозвали в Европе русскими Current 93), москвичей Neutral, украинцев (славяне всё-таки) Некраїна. А из более поздней волны на поверхность вынырнули рязанцы Majdanek Walts, выходцы из Архангельска Moon Far Away и приобретающие всё большую известность, излишне националистические Ritual Front.

-5

Таким образом, русский dark - folk, впитав в себя могильную смурь и кукольные заигрывания с милитаризмом, а также пафосную некро - одержимость европейцев и британцев умудрился создать свой, пускай и маленький мирок. Этот мирок до основания наполнился аллюзиями на темы творчества забытых поэтов Серебряного века (Majdanek Walts-альбом «Холод»), аутентичным народным плачем и заговорами (Moon Far Away–альбом «Беловодие») и возвышенным комбат - эпосом ратных полей (Ritual Front-«Lightnings over Crimson Hill»). С музыкальной точки зрения русские уверенно используют свой родной музыкальный арсенал, без страха смешивая его с Европейской традицией: славянскую распевность с барочностью евро - классицизма и фронтовую гармошку с индустриальными шумами.

-6

Стоит заметить, что среди забугорных любителей дарк-фолка русский вариант этой музыки ценится весьма высоко и выпускается в основном на Европейских профильных лейблах. Что и отрадно, ведь русскую музыка на Запад пробивается за счёт ортодоксального фолка и классики с оперой. А всё что посовременнее стабильно остаётся за бортом. Это очень обидно. Ведь Россия - страна с многовековой музыкальной культурой. Так что уж лучше мрачноватым дарк - фолком в свет пробиваться, чем омерзительной и неконкурентоспособной русской попсой. Этого просвещённой Европе лучше не слышать.

-7

Текст - Роман Матыцин