Подготовка к битве за Куско
Одним из главных вождей восстания и часто главным советником Тупака Амару II была его жена Микаэла. Она тоже убеждала Тупака Амару II прежде всего ударить по Куско. Новый инка, однако, в этом случае свою главную советницу не послушал и выбрал другой путь: освободить сначала, насколько это возможно, всю территорию бывшей империи инков (Тауантансуйу) и уже потом — в качестве славного финала — завершить свое дело взятием столицы.
В конце концов Тупака Амару II все-таки убедили настоятельные письма его жены, и он вернулся со своими воинами из затянувшегося, изнуряющего южноперуанского похода назад в Тунгасуку, чтобы начать подготовку к битве за Куско.
Куско уже был не беззащитным городом, а хорошо охраняемой крепостью с сильным гарнизоном.
Испанцы из Куско просили самого вице-короля в Лиме направить им все воинские силы. С такой же просьбой кусканцы обратились к управляющему другим испанским вице-королевством в Южной Америке — Лоа Платой — в далекий Буэнос-Айрес.
Одновременно, чтобы притупить бдительность инки, они сами выполнили ряд его требований. Объявили, например, о немедленной отмене репартиементо, от имени короля обещали помиловать всех воинов Тупака Амару, которые оставят войско и вернутся в свои деревни.
Тупак Амару, правда, тоже не бездействовал. Во время великого похода в Кольяо — в страну аймара к озеру Титикака, он привлек на свою сторону десятки тысяч индейских воинов. Однако к Куско он отправился намного позже, после того как у Сангарара уничтожил всю военную силу испанцев в горном Перу — войско Табурция Ланды.
К тому же поход на Куско Тупак Амару II начинал теперь с воинами, смертельно уставшими от тысячекилометрового освободительного марафона по южному Перу.
Начало сражения за Куско
19 декабря этого года армия Тупака Амару II наконец оставила Тунгасуку и двинулась к Куско. После недельного похода индейцы овладели очень важным пунктом Айавири. Потом дошли до самого Уркоса и, наконец, до Янакочи, расположенной уже на расстоянии неполных десяти километров от Куско.
Из Янакочи Тупак Амару II направил в Куско своих послов с предложением гарнизону сдаться без боя. Испанцы, которым новый инка после своей победы у Сангарара так неожиданно подарил несколько недель передышки, что позволило им поднять оборону города на максимально возможный уровень, предложение не приняли.
И вот 28 Декабря индейская армия, насчитывающая уже более 40 000 человек, выступила из Янакочи и подошла к самому городу. Но как раз к этому времени Куско получил пушки и сотни ружей из Лимы.
Новое вооружение помогло испанцам сравнять шансы обеих воюющих сторон. Сражение началось после многодневной осады Куско. И хотя длившаяся в течение Целого дня битва не принесла победы ни одной из сторон, она убедила Тупака Амару II, что теперь взять столицу будет трудно. Утром третьего дня после начала сражения января, когда спал утренний туман, защитники Куско, к своему огромному удивлению, обнаружили, что войско их врагов ночью незаметно оставило поле боя.
Теперь уже испанцы могли взять инициативу в свои руки. Но не сразу. А через следующие семь недель. Столько времени понадобилось для того, чтобы их командир генерал дель Валье (прибывший из Лимы со значительным пополнением) сумел закончить формирование новой армии.
Контрнаступление испанцев
Латинская Америка действительно не видела никогда раньше такого могучего антииндейского войска. Но даже оно само по себе не смогло бы задушить общеперуанское революционное движение, поскольку испанцы хотели не просто отогнать Тупака Амару II, они должны были не только увеличить собственные силы, но и, прежде всего, попытаться разложить армию инки. Поэтому они заявили, что согласны со многими требованиями индейцев.
«Лучше мы им дадим хотя бы что-то, чтобы они не потребовали и насильно не забрали все».
Торжественно, на всю Южную Америку, испанцы провозгласили немедленную отмену репарто, принудительной продажи европейских товаров, церковной «десятины» и других церковных налогов.
Затем колониальные власти воспользовались услугами некоторых индейских вождей — кураков, которые ради хорошей жизни и дополнительных привилегий были согласны вести своих индейцев на братоубийственную войну.
И, в конце концов, получилось так, что и в испанской армии большинство составили индейцы. Некоторые из этих продажных кураков заслужили тогда чрезвычайную похвалу колониальных властей. Например, курака Тумакауа испанцы награждали несколько раз и, наконец, за его верную службу назначили полковником колониального войска.
Но даже этого самого известного индейского предателя ждал удел, уготованный всем индейцам. В 1781 году этот сподвижник испанцев — очевидно, по ошибке — был обвинен в участии в антииспанском восстании и казнен.
Испанцы стремились также разложить индейские войска и обещанием полной амнистии для всех, кто уйдет из армии Тупака Амару II (амнистия, естественно, не распространялась на главных повстанцев, на вождя восстания и его близких).
Подкуп индейцев
Колониальные власти использовали против Тупака Амару II и самое действенное оружие: деньги, золото, целый золотой дождь тому, кто предаст нового инку. Они сообщили по всему вице-королевству, что любому человеку, которому удастся захватить Тупака Амару, будет выплачено наличными двадцать тысяч золотых песо. Двадцать тысяч песо! Эта сумма соответствует более чем миллиону крон.
И для современного человека двадцать тысяч песо были бы настоящим богатством, а уж для тогдашнего бедного жителя Перу это была прямо-таки сказочная цифра.
И предатель нашелся, причем из числа близких родственников инки: кум Тупака Амару II, Франсиско Санта Крус, метис из Куско, капитан индейской армии. Вместе с ним на предательство пошел священник из Ланги Антонио Мартанес.
Но капитан со священником сами не сумели бы захватить инку. И они уговорили и деньгами привлекли восемнадцать негров, служивших в артиллерии Тупака Амару II. Негры были в колониальной Америке самой эксплуатируемой группой населения. На ступеньках лестницы нищеты и достоинства они стояли еще ниже, чем индейцы. Они были рабами, единственными рабами по закону. Так что, когда им священник и капитан от имени испанцев пообещали свободу и много денег, которых бы им хватило для хорошей жизни до конца их дней, они поддались искушению. А пока потихоньку созревало предательство, обе армии шли навстречу друг другу.
Пленение Тупака Амару II
Решающее сражение произошло 5 апреля, опять недалеко от Сангарара, у берегов реки Комбапата. В ходе него испанцам удалось уничтожить артиллерию Тупака Амару II и значительную часть индейской пехоты и кавалерии.
В этой ситуации инка был вынужден покинуть поле боя. Он решил переправиться через реку и добраться до Тинты. Его преследовали упомянутые восемнадцать негров. И хотя двое из них утонули в реке, оставшиеся шестнадцать все-таки заслужили испанские песо.
На расстоянии полумили до Комбапата — в Ланге — они нагнали инку и пленили его. Вместе с Тупаком Амару предатели схватили его жену и двух сыновей. По стечению обстоятельств пленниками негров стали другие негры, бывшие рабы, которые до конца остались верными индейскому борцу за свободу.
Дорогостоящие пленники были под усиленной охраной Доставлены в Уркос, а потом осуществилась заветная мечта инки — он вступил в Куско, столицу индейской империи, которой владели его предки.
Казнь Тупака Амару II
Но он вошел в Куско не как победитель, а как пленник. Допрос столь опасного для колониальных порядков человека вел жестокий Мата Линарес. Сначала он подверг инку ужасным пыткам. Но и после всех мучений Тупак Амару II категорически отказывался называть имена других заговорщиков.
Инка был приговорен к высшей мере наказания. Днем казней в Куско всегда считалась пятница, день поста. Так вот, в пятницу 18 мая 1781 года инка, самые преданные ему индейцы, метисы и один негр были сначала публично подвергнуты пыткам, а затем четвертованы. Части их тел были потом разосланы по отдельным местам Перу на «вечную память и для напоминания об их деяниях, невиданных доселе в этих (американских) королевствах». Так говорилось в упомянутом приговоре.
Казнью Тупака Амару II не был погашен огонь великой войны. Костер крупного индейского восстания пылал высоким пламенем еще долго после смерти Сверкающей змеи. К тому же колониальным солдатам не удалось захватить всех членов семьи инки. Во главе индейских войск теперь встал брат Тупака Амару II — Диего Тупак Амару.
Диего Тупак Амару II уже думал не столько о быстром, немедленном создании независимого государства, сколько о том, как быстро и эффективно наносить врагам своего брата, врагам тысяч других кечуанских индейцев новые и новые удары. Особенно чувствительные удары нанесли войска Диего Тупака Амару II испанцам в двух сражениях у Ланги (первое произошло 18 апреля, второе — там же, на два дня позднее).