Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись... (Мф. 27,50-54)
Одной из самых загадочных святынь Иерусалимского храма времен Иисуса Христа является храмовая завеса, разодравшаяся надвое, она и по сей день не дает покоя любителям истины.
Храм построенный Саломоном был разрушен вавилонянами, потом, при содействии царей Кира и Дария частично восстановлен иудеями по возвращению из вавилонского плена, а при царе Ироде, Иерусалимский храм был полностью перестроен.
По свидетельствам священника и древнего историка Иосифа Флавия, храмовых завес во втором Иерусалимском храме было несколько. Какую же функцию исполняли эти завесы, что символизировали, какая из них разодралась надвое, и по какой причине? Обо всем этом нам предстоит узнать в данной статье.
О скинии собрания
Первые упоминания о завесе можно встретить в двадцать шестой главе книги Исход, где Господь повелевает Моисею поставить скинию по образцу, данному ему на горе, и сделать завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона с искусно вышитыми на ней изображениями херувимов. Эта, так называемая вторая завеса (Евр. 9,3) отделяла первую скинию, называемую святое или "хейхал" в которой был светильник, трапеза и предложение хлебов, от второй скинии называемой Святое Святых или "давир", где находилась золотая кадильница и ковчег завета (Исх. 26,30-34; Исх. 36,35; Евр. 9,4) Практическое значение этой второй завесы заключалось в создании двух независимых зон, путем разделения внутреннего помещения скинии на две части. Стоит отметить, что здесь была и первая завеса для входа в скинию, сделанная таким же образом (Исх. 26,36)
В первую скинию могли входить только священники (Евр. 9,6), чтобы совершать Богослужение, во вторую же скинию, где находился ковчег завета мог входить однажды в год только один первосвященник, не без крови, которую он приносил за себя и за неведение народа (Лев. 16; Евр. 9,6-7)
О Храме Соломона
При строительстве храма Соломона, описанном в Третьей книге царств, шестой и восьмой ее главах, нет никаких упоминаний о завесе. Ведь для входа в Святое Святых в храме были установлены две двери из масленичного дерева с пятиугольными косяками, на которых были вырезаны и вызолочены образы херувимов, пальм и распускающихся цветов (3 Цар. 6,31-32). Так же и для входа в святилище служили двери, состоящие из двух подвижных частей каждая, с четырехугольными косяками и подобными изображениями (3 Цар. 6,33-35) Таким образом, функцию завесы в храме Соломона стали выполнять двери, сохранившие свой символический смысл, ведь и Христос образно называет Себя дверью ведущей в жизнь вечную (Ин. 10,9) Возникает вопрос, была ли вообще, в таком случае, в этом храме завеса? И всеже о завесе в храме Соломона, изготовленной из яхонтовой, пурпуровой и багряной ткани и виссона, с изображениями херувимов, упоминается во второй книге Паралипоменон (2 Пар. 3,14) Справедливо полагать, в таком случае, что эта завеса не заимствована у скинии, но была соткана специально для храма Соломона, определенного для него размера.
Когда же храм был построен, левиты внесли в него скинию вместе с ковчегом и всеми ее завесами (3 Цар. 8,3-4) и с этого момента в Писании больше нет упоминаний ни о скинии, ни о ее завесах.
Храм Соломона состоял из трех одинаковых по ширине смежных помещений, Притвора, называемого "Улам", Святилища "Хейхал" и Святого Святых "Давир" В притвор вели ступени, при входе в него слева и справа стояли две медных колонны называемых"Яхин" и "Боаз". В святилище по обоим сторонам располагались по пять Семисвечников "Менора" сделанных из чистого золота мастером Хирамом (3 Цар. 7,49; 2 Пар.4,7).
и по пять золотых столов слева и справа с хлебами предложениями (2 Пар. 4,8) и кадильный алтарь. Считается, что завеса в храме Соломона, о которой говорится в книге Паралипоменон (2 Пар. 3,14) отделяла Святое Святых от святилища, где находился ковчег завета и два больших херувима.
В девятнадцатый год царствования Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим и сжег дом Господень и дом царя, и все дома в Иерусалиме, и все дома большие сжег огнем" (4 Цар. 25,8-9; 2 Пар. 36,7) Халдеи унесли всю медь в Вавилон изломав столбы медные, и подставы, и море (4 Цар. 25,14-17). Забрав с собой все сосуды золотые и серебрянные, и утрарь, которой небыло числа (Езд. 6,5).
О втором Иерусалимском Храме
Храм Соломона был разрушен в 586 году до нашей эры вавилонянами, и с двадцать второго года до нашей эры был воздвигнут второй Иерусалимский храм, получивший название храма Ирода великого. Именно в этом храме Иисус Христос постоянно учил народ; из него Господь изгнал всех покупающих и продающих; именно в этом храме Его ученики в последствии пребывали каждый день единодушно; в этот храм по преданию ввели будучи трехлетней Марию Деву Пресвятую Богородицу; в нем и Захария получил откровение от Ангела о рождении сына Иоанна Крестителя; и именно в этот храм принесли младенца Христа чтобы совершить обрезание; и здесь же праведный Симеон принял Его на руки; в этом же храме Отрок Христос беседовал с мудрецами, в то время как родители искали Его.
Была ли во втором Иерусалимском храме завеса? В писании есть свидетельство что во время смерти Господа Иисуса на кресте она разодралась надвое, сверху до низу (Мф. 27,51; Лк. 23,45; Мк. 15,38) Иосиф Флавий, иудейский историк и священник, современник второго Иерусалимского храма, в своих книгах "Иудейские древности " (15,11) и "Иудейская война" (5,5:1-6) раскрывает немало подробностей о его устроении. Прежде всего, он подчеркивает величие этого храма и его красоту, которые восхищали глаз и душу. Так и ученики Христа будучи удивлены величием и масштабами сего строения говорили: "Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!" (Мк. 13,1)
Откопав древние фундаменты храма Соломона, Ирод возвел вместо них новые, и воздвиг храм, который был сооружен из прочных белых камней. Длина его и ширина были сто локтей, а высота сто двадцать локтей, двадцать из которых в последствии ушли в землю вместе с опустившимся фундаментом. Этот храм, как и храм Соломона состоял из трех помещений: притвора עולם [улам] , святилища היכל [хейхал] и Святого Святых דביר [давир].
Входные двери и карнизы, как и вход в сам храм, были украшены свисающими зановесами, пестро расшитыми цветами. Так же, с фриза свешивалась кистями вниз золотая виноградная лоза. Это было завораживающее зрелище, поражающее своим величием и искусным мастерством данного украшения, а так же ценностью материала, из которого оно было изготовлено.
Передние ворота храма не имели дверей, они были символом открытого неба, лицевая сторона этих ворот и стены были оформлены листовым золотом, и через них было видно всю внутренность переднего отделения храма. Внутри ворот так же все блестало от золота.
Иосиф Флавий разделяет все внутреннее помещение храма на переднее отделение, которое было открытым - это притвор и святилище, и отделение, которое было сокрыто, следующее за ним, называемое Святое Святых .
Из внешней части храма - притвора, по ступенькам ведущим вниз, священники входили во внутреннюю его часть, имевшую шестьдесят локтей высоту, такую же и длину . Входом в нее служили "Великие врата" закрывавшиеся золотыми дверями, имеющими высоту под самый потолок. Во внутреннюю часть храма имели доступ только священники и первосвященник, все же остальные пребывали во внешней его части и во дворе. Так, когда Захария, в порядке своей чреды служил перед Богом в Иерусалимском храме, и зашел внутрь святилища, весь народ в это время молился вне (Лк. 1,8-10)
Эта внутренняя часть храма опять же разделялась на две половины, первая из которых включала в себя святилище, в котором находились: один Семисвечник, один стол с хлебами предложениями и кадильный алтарь. Вторая половина, в два раза меньшая - Святое Святых, отделялась занавесом. В ней, по свидетельству Иосифа Флавия ничего не находилось, ни ковчега завета, не херувимов, не прочих священных вещей. Но при этом, она оставалась незримой, неприкосновенной и вход в нее был под запретом.
Итак, в рамках поставленной задачи, мы ограничимся на таком кратком описании Иерусалимского Храма времен Иисуса Христа. Осталось только добавить, что этот храм был разрушен в 70 году нашей эры Римлянами во главе с Титом.
О разодранной завесе во втором Иерусалимском храме
Итак, как уже отмечалось ранее в храме было три завесы: первая из которых называлась מסך [масах] и располагалась у входа в святилище היכל [хейхал]. Именно этому зановесу Иосиф Флавий уделил в своих книгах большое внимание, и судя по всему не случайно.
Здесь стоит обратить особое внимание на то, что двери ведущие в святилище, высотой пятьдесят пять локтей, достигали практически самого потолка, как уже отмечалось ранее, высота которого была шестьдесят локтей. Пять локтей между потолком и дверями занимало наддверие или воротная притолока, представляющая собой каменный брус, или перекладину, что лежит на вереях. Именно к ней прочно крепился этот огромный Вавилонский занавес מסך [масах] равной величины, свешиваясь вниз. По свидетельству Иосифа Флавия зановес был так изящно соткан, что поражал глаз необыкновенной смесью тканей. Пестро вышитый из гиацинта, виссона, шарлаха и пурпура он должен был служить символом вселенной, где шарлах символизировал огонь, виссон - землю, гиацинт - воздух, пурпур - море. Шитье на завесе представляло вид всего неба, кроме знаков зодиака.
О втором занавесе, разделявшем святилище (Святое) и Святое Святых подробного описания у него не имеется. Но в других источниках, в частности, в трактатах Мишны говорится, что Святое Святых отделяла от святилища не стена, а целых две завесы פרכת [парокет], висящие между собой на расстоянии одного локтя. Но и на этом нет необходимости нам останавливаться, потому что все внимание стоит уделить завесе, которая разодралась надвое, ведь именно она вызывает наибольший интерес. И завеса эта, вопреки множествам устоявшихся толкований и мнений, называется מסך [масах]. Именно эта завеса, отделяющая весь народ, который пребывал "вне" от святилища, разодралась надвое и явила сие чудо всему множеству, собравшемуся на праздник Пасхи, и присутствующему во дворе храма, как Иудеям, так и язычникам. Открыв им всем вход туда, где имели право находиться только священники, тем самым соделав священниками все человечество Адама.
· Об этом свидетельствует Писание, говоря нам о разрыве отдельно висящей завесы, а не двух завес.
· Так же Иосиф Флавий не случайно акцентирует свое внимание на завесе, называемой מסך [масах], которая располагалась между притвором и святилищем.
· Он так же говорит о Святом Святых, что за его завесой, называемой פרכת [парокет] на тот момент уже не было никаких святынь, которым бы стоило открыться.
· Так же и Апостол Павел, говорит, что мы имеем дерзновение путем, открытым через завесу, то есть плоть Его входить во святилище, а не в Святое Святых (Евр. 10,19)
· Потому что туда мог входить только первосвященник один раз в год, и не мы сделались первосвященниками Христа, а Христос стал нашим первосвященником, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр. 4,15)
· И не мы вошли в Святое Святых, а Господь. Как опять же увещевает нас Апостол Божий Павел, что Христос, Первосвященник будущих благ со Своею Кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9,11)
· Ибо Христос вошел в самое небо, [прообразом которого было Святое Святых] чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие (Евр. 9,24)
Внешнее отделение храма было образно миром, внутреннее же - Христом, в котором были соеденены через завесу две части скинии как две природы через Его - Бога воплощение, видимая и невидимая, человеческая и Божественная.
И до тех пор, пока стоит прежняя скиния, путь во святилище еще не открыт, ибо большая завеса перед его входом преграждает этот путь (Евр. 9,8). Ведь пока Христос ходил среди людей во плоти, и доколе они знали Его по плоти, путь в Его небесное святилище был сокрыт от них этой самой плотью как завесой, а когда Он был умерщвлен на кресте, то прежняя Его храмина исчезла, и явилось на ее место Святилище или Царствие Небесное, открыв нам через разорванную плоть Христа путь в это самое Святилище, то есть в Самого Христа. Так же и мы, живя в своей земной храмине не имеем доступа к храмине небесной, но когда плоть наша как завеса будет разодрана смертью на кресте, путь в небесное святилище это будет открыт.
Какая сила разодрала храмовую завесу?
Итак, наконец то мы подошли к одному из наиболее важных вопросов в данном рассуждении, а именно, что вызвало разрыв столь прочной завесы, толщина которой по разным свидетельствам составляла до одного сантиметра.
Исаия пророк Божий видел Господа (славу Его), когда пришел час прославиться Сыну Человеческому будучи вознесенным на крест (Ин. 12,23-28). Серафимы тогда летая вокруг Него закрывали лица двумя крыльями, от страха видения Господа Бога распинаемого на кресте (Ис. 6,1-3).
Ибо тогда онемели силы небесные, и ангелы ужаснулись, и воинства небесные устрашились, и задвигались горы ... бездны сотряслись, и страх объял все творение Божие; звезды потускнели, солнце омрачилось; и ангелы в ужасе вышли из храма, [и серафимы громогласно взывали: "свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнена вся земля славы Его"], и завеса разодралась и темнота покрыла всю землю.
О тайна новая и несказанная, ибо судим был Судья и связан был Тот, Кто освободил связанных; и пригвожден был Тот, Кто сотворил мир; измерен был Тот, Кто мерит небеса и землю, Кто животворит творения; и погребен был Тот, Кто воскрешает мертвых... Когда повесили на древе Господа во плоти, тогда открылись гробы и разрушился ад и освободил многие души и воскресли мертвые и невыносимо было для творения увидеть Господа своего висящим на кресте.
Ужаснулось творение и говорило: что это за новая тайна? Судья осуждается и молчит, Невидимый видим на Кресте и не стыдится, Необъятный объят и не ропщет, Бесстрастный страдает и не ищет отмщения, Бессмертный умирает и остается безмолвным. Царь небесный погребается и все переносит. Что это за новая тайна ? Ибо онемело все творение, и затрепетало... говорит Святитель Мелитон Сардийский.
И взялось наддверие храма от гласа, которым взывали Ангелы, говорит пророк Исаия (Ис. 6,4), то есть, от гласа их славословий произошло мощное землетрясение по причине которого сдвинулись камни зданий и надломилась воротная притолока представляющая собой каменный брус, или перекладину, что лежит на вереях, над дверями ведущими в святилище, о которой мы уже говорили немного ранее. Там, над дверями, под самым потолком, на всю стену и был прочно закреплен этот огромный Вавилонский занавес מסך [масах].
Под тяжестью обвалившейся каменной балки наддверия, устремившейся вниз, завеса разодралась надвое, ровно посередине, сверху вниз, и весь храм наполнился дымом. Все это видели люди, стоявшие во дворе храма. Среди народа собравшегося на праздник Пасхи, скорее всего находились и римские воины, в том месте, где им было положено находиться, поэтому и Сотник наблюдая происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник" (Лк. 23,47) Вероятно Лука говорит о сотнике, пребывавшем во дворе храма, и ставшем очевидцем землетрясения, затмения и разрыва завесы, а Матфей (Мф. 27,51) и Марк (Мк. 15,38) о сотнике, охранявшем Иисуса на кресте, который видел как Господь возглосив громко испустил дух, и при этом потряслась земля.
Заключение
Сегодня в Православной Церкви алтарь сообразен Святому Святых в Иерусалимском Храме, средняя часть Церкви называемая собственно Храмом - святилищу, а притвор так и остался притвором. Священник будучи прообразом нашего Первосвященника Иисуса Христа во время Богослужения входит в алтарь, где в это время никто не должен находиться, а весь народ, принявший Христа теперь пребывает в самом храме, то есть там, в святилище, куда могли в ветхозаветном храме входить только священники. И вся Церковь Христова стала Его Телом, а люди в ней - членами этого Тела.
Иудеи же, и те, которые пока так и не приняли Иисуса Христа воплотившимся Богом, и собрания, содержащие в своем исповедании иудейский толк, а вместе с ними множество конфессий иудействующих христиан, так и остались стоять вне ветхозаветного храма, то есть в притворе и во внутреннем дворе израильтян, за завесой своей плоти, которая преградила им путь к Богу на небо. А язычники, вовсе отвергающие истинного Бога, поклоняющиеся идолам: своей плоти, деньгам и поиску всяческих мирских благ, там, где им и положено находиться до времени - во внешнем дворе "язычников".
Имея веру, что все в результате будут научены Богом (Ис. 54,13; Ин 6,45) и в храм войдет полное число язычников (Рим. 11,25-26), а в след за ними иудеи и иудействующие, не стоит забывать о чем предупреждал Господь: "Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет" (Мф. 24,20-21) Господь призывает при жизни обратиться к Нему чтобы человека не постигла там великая скорбь, ибо зима или суббота есть прообразно смерть, в тот день человек обретет покой, которым была для иудеев суббота и не сможет уже принести никакого плода, как и дерево зимой. "итак, [говорит Христос] бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого" (Лк. 21,8-36)
Аминь!