Толщина бронирования немецких танков и самоходок бралась не с потолка, а была в чёткой зависимости от бронепробиваемости советских пушек! При этом за время Великой Отечественной войны в СССР не было изобретено ни одной новой артсистемы! Те что появлялись - были лишь переделками, модернизациями или адаптациями довоенных образцов вооружения. Так почему же немцы так упорно демонстрировали такое маниакальное стремление к росту бронирования своих машин и к чему это привело - ниже.
Толщина лобового листа танков PzKpW IV в 50 мм была рассчитана на непробитие 45-ки образца 1937 года - основного противотанкового орудия СССР начала войны. Практически такими же 45-ками на её основе были вооружены практически все советские лёгкие танки и средние бронеавтомобили того периода. Но, встретившись неожиданно для себя, с более мощными пушками Т-34 и КВ, а также с советскими 3-дюймовыми дивизионками, немцы с присущей им точностью нарастили до 80 мм лобовой лист PzKpW IV и САУ Stug III, сделав их малоуязвимыми для советских 76-мм орудий.
Но надо сказать при этом, что их 30-мм бортовая броня запросто билась 45-кой с дистанции 1 км, а 76-мм пушка могла разнести её даже и осколочно-фугасным! Кроме того, бить осколочно-фугасным 76-мм снарядом по 30-мм броне немецких машин было даже предпочтительнее, чем бронебойным, как показали испытания обстрелом. Так как первый превращал борт танка или САУ в бесформенное нагромождение металлолома, коверкая изнутри всё что только можно. Второй же мог прошить танк просто навылет, иногда просвистев мимо всех механизмов и экипажа (поклонники фильма "Т-34" оценят!). Вдобавок, толщина лба башни PzKpW IV осталась на всё тех же 50-мм и без проблем билась 76-мм снарядом с дистанции до 1,5 км. Дальше наращивать броню не позволяли возможности конструкции.
Но Третий Рейх хотел именно тотального превосходства бронирования своих машин над нашими пушками, поэтому следующим этапом стал "Тигр", бортовая броня которого составляла те же 80-мм - как лобовая у PzKpW IV. Лобовую деталь довели до 100-мм - с оглядкой на пушку Ф-22 - тоже трёхдюймовку, но несколько более мощную, чем ЗИС-3, Ф-34 и ЗИС-5.
Всё это привело к тому, что в РККА, основным полевым вооружением которой к моменту массового появления "Тигров" были всё те же ЗИС-3 и ещё более слабые 45-ки М-42, возникла так называемая "тигробоязнь" и танк "Тигр" навсегда вошёл легенды, бытующие до сих пор. Об этом до сих пор снимают фильмы, спорят на форумах и за рюмкой на кухне. Кстати, не только у нас, но и по ту сторону океана. Так как 75-мм стоковая пушка их "Шермана" - практически такая же по баллистике, как и наша Ф-34.
На самом деле, "Тигр" совсем не был таким уж чрезмерно страшным. К слову сказать, наш Т-34-85, средний танк, весящий чуть ли не в 2 раза меньше, имел толщину бронирования лишь немногим меньшую! К примеру лоб корпуса 90 мм против 100 мм, борт башни 75 мм против 80 мм и так далее.
И конечно же было много пушек, способных пробить "Тигра"! Например, 85-мм зенитка 52-К без проблем его щёлкала его с дистанций 1 км в лоб и 1,5 км в борт, 57-мм ЗИС-2, снятая с вооружения в связи с "избыточной мощностью" в 1941-м году - несколько с меньших дистанций. Что говорить о 122-мм и 152-мм пушках тем более!
Кроме того, "Тигра" могла пробить и 107-мм пушка образца 1910/30 г. - времён ещё первой мировой войны, одно из любимых орудий Сталина! В лоб с 1 км!!!
Как я писал в предыдущей статье, "Тигр" доминировал на поле боя не более 1 года, пока армии СССР и союзников массово перевооружались на более мощные артсистемы. В августе 1944 года "Тигр" был снят с производства как устаревший.
О том, в связи с чем он устареет, понимали и немцы. Поэтому следующим этапом стала "Пантера" с лобовой бронёй корпуса уже 140-мм, рассчитанной на непробитие нашей 85-мм танковой и зенитной артиллерии, а также из 107-мм пушек (башня при этом оставалась уязвимой).
"Пантера" превзошла "Тигр" в подвижности, и лобовом бронировании, но в 1944 году появился ИС-2 со 122-мм пушкой образца, ведущей родословную ещё с начала 30-х годов, и без проблем уничтожающую "Пантеру" с 1,5 км в лоб корпуса! И с любой прицельной дистанции - в лоб башни!
Поэтому следующим этапом стал "Королевский тигр" с лобовой бронёй башни 185 мм - как раз рассчитанной на непробитие из 122-мм пушки даже в упор. Правда, на практике, как я писал в другой статье, из-за плохого качества брони она без проблем пробивалась навылет из этой пушки с больших дистанций.
Дальше - больше. И так появился "Маус" - танк со 185-мм уже бортовой бронёй! Это танк должен был сделать ИС-2, СУ-100 и ИСУ-122 - наиболее "пробивные" образцы бронетехники СССР - против него бесполезными, тем самым обеспечив себя мнимой неуязвимостью. Но только мнимой...
И тут гигантомания сумрачного немецкого гения окончательно показала свою бессмысленность. С единичными монстрами типа "Мауса" можно было легко бороться с помощью авиации, мин, и кумулятивных боеприпасов. Кроме того, в СССР были и пушки, пробивающие и "Мышонка", а бронетехника, способная его уничтожить, появилась ещё в 30-е годы! Но об этом в следующей статье.
В этом случае танкостроение в точности повторило тупиковую ситуацию линкоров в военно-морском флоте, которые покинули сцену уже в конце Второй Мировой войны.