Освещение бутиков не является сложной наукой, однако многие популярные бренды делают это в корне неверно. Ниже представлены советы Азбуки Света по тому, как правильно спроектировать освещение в ритейле
1. Световые слои
Базовый светодизайн любого магазина состоит из двух элементов: общего и акцентного освещения. То, как Вы смешиваете данные световые слои, придает индивидуальность вашему магазину. Однако, следует следить за тем, чтобы общее освещение было достаточно низким, что позволит акцентному освещению эффектно выделить продаваемый товар.
2. Сделайте освещение, соответствующее бренду
Дизайн освещения, как и светильников, должен соответствовать ценностям бренда. Как правило, клиенты ассоциируют яркое общее освещение с низкой ценой, в то время как акцентное освещение – с элитным рыночным сегментом. Обратите внимание что в стоковых магазинах применяются только светильники общего освещения, в то время как более премиальные бренды, например, Quiksilver, NIKE или SuperDry, используют акцентную подсветку товара - для достижения большего эффекта.
3. Подберите нужную цветовую температуру
Цветовая температура - это ключ к тому, как покупатель видит и чувствует магазин. Холодный цвет свечения (от 4000К до 6000К) передает простор и больше подходит к молодой демографической группе покупателей, в то время как теплый цвет свечения (с 2700К до 3000К) вызывает чувство расслабленности и обращен к старшему поколению клиентов элитного рыночного сегмента.
4. Освещайте то, что хотите выделить
Идея звучит очевидно, но редко применяется на практике. Берите пример с театральных светотехников - они направляют пятно света туда, куда режиссёр хочет направить внимание аудитории.
Такая хитрость с «центром светового пятна» отлично работает и в ритейле. Подчеркивайте светом популярные или новые товары, а также специальные предложения. Светодизайнеры называют такой подход «иерархией освещения».
5. Не относитесь к цветопередаче поверхностно
Не думайте, что высокое значение индекса цветопередачи (CRI) гарантирует хорошую цветопередачу. Данный показатель может не включать в себя насыщенные красные цвета, например. Для того, чтобы добиться хороших красных цветов (применяется для продаж хлеба и других продуктов питания, а также для индустрии моды), выясните показатель R9, и убедитесь, что его значение выше 80. Оптимальным вариантом будет значение 90. Для того, чтобы добиться хороших синих цветов (мужские костюмы, джинсы или, скажем, рыба), выясните значение света R12.
6. Поработайте над витринами
Большая красивая витрина способна превратить прохожих в покупателей, так что тут не место для осторожности и сдержанности. Яркое, смелое освещение с высокой контрастностью может представить товар в наилучшем виде. А еще лучше обратите внимание на динамическое освещение, которое привносит движение и изменяет восприятие товара при различных уровнях света и цвета.
7. Переделайте примерочные
Примерочная - это самое важное пространство в индустрии моды, так как именно в ней принимается решение о покупке. В таком случае почему Ваши примерочные освещены дешевыми светильниками, под которыми люди выглядят так ужасно? Попробуйте установить вертикальные линейные светильники тёплого цвета свечения с хорошей цветопередачей по обе стороны от зеркала. Результат в продажах не заставит себя ждать.
8. Встроенная подсветка
Научные исследования показывают, что клиенты берут в два раза больше товаров с полок со встроенной подсветкой, чем с полок вообще без освещения. В наши дни, когда светодиодные ленты продаются на каждом углу, встроенная в полки подсветка товаров - это правильный шаг.
Однако используйте качественную светодиодную ленту, например, продукция OSRAM оказалась лучшей в наших последних тестах.
9. Используйте разную цветовую температуру для ювелирных украшений
В теории, ювелирные изделия должны смотреться хорошо под любым источником света с высоким индексом цветопередачи (CRI), независимо от цветовой температуры. На практике, отличный результат получается при одновременном использовании разных цветовых температур. Попробуйте применить одновременно 3000К и 4000К для освещения ювелирной витрины. Тёплый свет будет отлично сочетаться с золотом, когда более холодный с серебром и бриллиантами.
10. Изучите гарантию
Гарантии производителей обычно пишутся для того, чтобы защитить их так же, как и Вас. Обращайте особое внимание на ограничение по количеству часов в работе источников света, написанное мелким шрифтом. Большинство ритейлеров никогда не выключает свет в витринах, поэтому количество рабочих часов может превысить 5000 в год. В этом случае надеяться на гарантию с ограничением в 4000 часов ежегодно не имеет смысла.
ВЫВОД
Если позволяет бюджет, наймите профессионального светотехнического консультанта, хотя бы для формирования базовой стратегии освещения