Давно знаю о мастерской «Шипр», но по самым различным причинам и обстоятельствам не получалось заглянуть туда и взять интервью у коммерческого директора Дениса Видного. Наконец-то судьба распорядилась таким образом, что эта встреча произошла.
Честно сказать, меня удивило расположение мастерской. Предполагал, что она находится в проходном месте, но оказалось иначе, мастерская располагается на закрытой территории «The Loft 1869»(Лофт (чердак) − архитектурный стиль XX-XXI века). Поначалу это немного озадачило, но увидев ее своими глазами понял, что это отличный вариант. Мастерская не рассчитана на мужчин, которые ехав с работы, вдруг вспомнили, что им надо подстричься, и они второпях влетают в салон с этой просьбой. Нет, это действительно мастерская, рассчитанная на клиентов, которые четко понимают чего хотят и знают толк в безупречном стильном виде.
Оказавшись внутри, первая мысль, которая приходит в голову о том, что это не парикмахерская, а мужской клуб. Главное, тут нет запаха химии, который присутствует в универсальных салонах.
Ранее я видел Дениса, но только в его видеороликах. Тогда мне показалось, что он несколько свысока относится к людям. Однако, скорее всего, это напускное и такова была сюжетная линия. В реальности Денис культурный, порядочный и образованный человек, который развивает не только свой бизнес, но и себя, профессионально и в спортивном плане. Мало кому известно, что Денис занимается боксом в центре единоборств «Русич».
− Раньше в России, салон, где стригли и брили, назывался цирюльня или парикмахерская. Сегодня такие салоны, где обслуживают исключительно мужчин, называют barbershop. Когда произносишь слово «barbershop», люди начинают задумываться, пытаясь вспомнить, его значение. Почему сейчас называют парикмахерскую barbershop? Это очередное веяние западной моды?
− Barbershop – это английское слово и оно образовано от двух слов barber (парикмахер) и shop (магазин). Это у нас называли мастера цирюльником, брадобреем или парикмахером, а в Европе и США мастеров называли – barber. Barbershop − это место, где мужчина может приобрести услугу парикмахера.
Цирюльник (брадобрей, парикмахер, barber) – это древняя профессия и в те времена, когда медицина была неразвита, именно они оказывали различные медицинские услуги. Цирюльник (брадобрей) в древние времена был мастером-универсалом, который не только подстригал и брил, но и лечил людей. Их даже называли кровопускателями, так как в те времена кровопусканием лечили многие болезни.
У всех barbershop-ов есть отличительный знак – колба с сине-красно-белыми полосками, которая висит у входа в салон. В древние времена вместо нее вывешивали бинты на просушку. По свисающим белым бинтам с красными следами крови, можно было понять, что здесь находится салон, в котором оказывают медицинские услуги, а также стригут и бреют. И как бы в дань традиции, сегодня у barbershop-ов висит колба, внутри которой крутится трехцветный стержень. Красный цвет означает кровь, белый – бинты, синий − оздоровление. Исключительное право на эту колбу принадлежит barbershop-ам, но стоит знать, что в Азии такая колба не только у barbershop-ов, но и у борделей.
В нашей стране никогда не было barbershop-ов и не было такой культуры. В дореволюционной России были цирюльни, а во времена СССР и сегодня – парикмахерские. Раньше такие салоны были раздельными. Были женские салоны и мужские, позже их стали объединять, так появились залы в салонах. Сегодня уже один общий зал в парикмахерских, где стригут и женщин и мужчин. Но благодаря моде, вновь пошло разделение и поэтому сегодня так модны barbershop-ы. Несмотря на моду, мы не стали называться barbershop-ом. Мы назвали нашу студию мастерской, и я исходил из того, что здесь работают мастера. Стрижки я возвожу в ранг определенного искусства. И наши мастера – мастера по волосам и созданию стиля, образа. Мы помогаем мужчинам найти свой уникальный образ и стиль.
Честно говоря, все равно приходится использовать слово «barbershop», так как с помощью него легче всего найти нас в поисковых системах. Люди, как только не пишут это слово в поисковиках, в том числе и на русском языке. Я, конечно, против внесения иностранных слов в наш язык, но самому приходится использовать их, и я не удивлюсь тому, что однажды слово «barbershop» официально будет внесено в словарь русского языка.
− Я понял Вас Денис. Действительно, мода может создавать красоту, стиль, образ, но она же может негативно влиять на культуру, язык и мышление. И, вполне возможно, когда-нибудь наш народ забудет слово «парикмахерская», как однажды забыл слово «цирюльня», и начнет использовать слово «barbershop». Мне действительно нравится то, что Вы не пошли на поводу у моды и назвали студию мастерской. Хотелось бы узнать об истории Вашего названия. Почему именно «Шипр»? Это своего рода намек на мужественность и мужской стиль в целом?
− «Шипр» – это легендарный одеколон, который в советские годы был очень популярен. Именно он, был одним из элементов мужского стиля. Мужчины, считающие себя стильными, использовали именно его, они как бы подчеркивали ароматом «Шипра», что знают толк в стиле. И конечно, женская аудитория очень любила, когда от мужчины пахло «Шипром».
Для меня «Шипр» − это некая икона советского стиля, но при этом мы не намекаем, что наша мастерская в память о советской моде. Сейчас очень модна история и сама история Loft-а (Лофт (чердак) — архитектурный стиль XX-XXI века) и именно поэтому наша мастерская расположена в таком месте. Loft, мансарда, два этажа, кирпич, дерево, железо и название «Шипр» − это некий симбиоз, который очень явно намекает на мужественность, мужской стиль, мужской характер.
Безусловно, выбор нашего названия – это и грамотный маркетинговый ход. Мужчины возрастом от 30 и старше, чаще делают выбор в нашу пользу только потому, что им знакомо слово «Шипр» и, вполне возможно, что наше название рождает у них какие-то воспоминания.
Очень многие салоны называют себя иностранными словами, так как это модно. К сожалению, они не понимают одного, что эти иностранные слова, как правило, не несут в себе никакой ментальности для русского человека. Для русского человека, на сегодняшний день ближе и понятнее слово «цирюльня» нежели слово «barbershop». И именно поэтому мы называемся мастерская «Шипр».
− В продолжение темы разговора о мужском характере. Сейчас пошла тенденция, что салоны, мастерские, barbershop-ы, стали принимать на работу мастеров-женщин. Мастера-женщины не только стригут, но и бреют. Насколько я помню, вся традиция классического влажного бритья идет оттого, что мастером-брадобреем всегда был мужчина. Как Вы относитесь к тому, что пошла такая тенденция брать в мастера-брадобреи женщин? И как Вы осуществляете отбор мастеров в свою мастерскую? Если к Вам придет мастер-женщина и скажет, что она может и хочет у Вас работать, Вы ее примите?
− У нас были такие случаи, когда к нам приходили мастера-женщины и предлагали взять их в нашу мастерскую. Но у нас есть своя концепция и виденье. Наша мастерская непросто салон, а своеобразный мужской клуб. Мы здесь не только бреем, стрижем и создаем стиль, но и общаемся. Общаемся мы, конечно, на разные темы, но все они касаются мужского бытия, интересов и увлечений, поэтому в основном эти темы не для женских ушей. У нас сугубо мужская атмосфера и мы не хотим разбавлять ее женским присутствием. Мы даже не стрижем здесь своих жен – это табу.
Касаемо того, что коллеги по рынку набирают мастеров-женщин, могу сказать, что это в первую очередь оттого, что наш рынок испытывает нехватку в мастерах-мужчинах и, вообще, качественного персонала. И это проблема возникла еще во времена СССР, когда в парикмахерских начали объединять залы, а профессиональные учебные заведения начали готовить мастеров-универсалов. Именно тогда и исчезла специализация «мужской мастер». Сейчас в основном готовят мастеров-универсалов и качество обучения в разрезе обслуживания мужчин, конечно, снизилось, потому что упор в обучении делается на женские стрижки, окрашивание и прочие процедуры. Очень мало уделяется внимания обучению мужским стрижкам и уж точно никто не учит бритью. Плюс к этому, со стороны мужской аудитории интерес к профессии парикмахера (брадобрея) гораздо ниже, чем у женщин. Бывает также, что на работу берут плохо обученного мужчину и учат его непосредственно на клиентах одной или нескольким видам стрижки. Здесь срабатывает принцип – есть мужчина мастер, который стрижет, а вот как стрижет – уже неважно. Безусловно, это неправильно и при наборе персонала, надо учитывать интересы клиента. Если клиенту не понравится, как его подстригли, то он просто уйдет в другой салон.
В нашей мастерской мы учитываем потребности клиента и поэтому у нас очень серьезный подход к вопросу набора персонала.
Касаемо barbershop-ов. Мое личное мнение, что если салон назван barbershop-ом, то он должен придерживаться классики и его мастера должны быть мужчины. Для меня как эстета и любителя этой культуры – страшное зрелище, когда женщина бреет опасной бритвой мужчину.
Есть еще самый важный момент во всем этом деле. Мастер-парикмахер (брадобрей) он не только Вас стрижет и бреет, но и общается с Вами. В определенной степени, его можно назвать и психологом. Так как он не только слушает Вас, но и дает какие-то советы или полезную информацию. Исходя из этого, мужчине проще и легче говорить с мужчиной, нежели с женщиной.
Непосредственно по вопросу поиска и отбора мастеров, могу сказать, что опыт работы с порталами оказался неудачным. Там в основном мастера-женщины, которые работали исключительно в женских салонах, и они понятия не имеют о процессе бритья. Также меня настораживают люди, которые не могут ответить на простой вопрос – почему они так резко меняют свой взгляд и хотят работать исключительно в сфере мужских стрижек и ухода за бородой, бритья. Человек, который не может ответить на этот вопрос – настораживает.
Основные места поиска – это социальные сети, среди мастеров-конкурентов, рекомендации наших мастеров. Были случаи, когда мастера сами выходили на нас. Мы смотрим работы мастеров, презентации и их портфолио. Если мастер не имеет своего портфолио, то − это большой минус для него. Мастер обязан иметь свое портфолио. После отбора кандидата мы смотрим, как мастер работает и ведет себя в процессе обслуживания клиента, насколько он хорошо подготавливает рабочем место и закрывает его после клиента.
− У Вас уже сложился коллектив мастеров и для них это постоянная однообразная работа. Как Вы понимаете, работа очень быстро становится рутиной и мастера начинают терять интерес к ней, может, даже от этого снижается мастерство. Чтобы не снижался уровень мастерства, необходимо развиваться. Ваши мастера сами развиваются, ищут и посещают курсы, семинары и мастер-классы или Вы их направляете в приказном порядке?
− Моя личная позиция, что мастер должен сам развивать свое мастерство. Поэтому я никого никогда не буду насильно таскать на какие-то курсы, семинары или мастер-классы. Моя задача создать условия, что я и делаю по мере своих возможностей. Когда я формировал свой коллектив, то закладывал идею, что это не просто их рабочее место, где каждый работает сам по себе. Это наш совместный проект, который надо развивать общими усилиями для того, чтобы он стал лучше. Поэтому мои мастера сами посещают различные курсы, семинары и мастер-классы, а я как руководитель стараюсь мотивировать и если надо помогать с финансовой стороны.
К тому же я сам записался на курс обучения в Академию парикмахерского искусства «Долорес». Как руководитель, я должен знать свой бизнес изнутри, а не понаслышке от кого-то. После того как закончу курсы, планирую занять рабочее место в нашей мастерской и ознакомиться со всеми тонкостями работы лично. Это даст более лучшее понимание всех нюансов в работе моих мастеров.
Также планируются командировки в Европу, посещение известных barbershop-ов, где воочию можно будет посмотреть, как работают европейские мастера и привнести в работу нашей мастерской их опыт.
Есть еще планы принимать участие в различных конкурсах, но это в будущем.
− Я обратил внимание, что у Вас средства, связанные с процессом бритья, от итальянской компании Proraso и американской компании American CREW. Это Ваш личный выбор руководителя или выбор Ваших мастеров?
− Это наш общий выбор, но вопрос поиска и закупки косметических средств в моей компетенции. Я нахожу новые средства, тестирую на себе, после положительных результатов и анализа стоимости, расхода и дохода с продажи, передаю на тестирование своим мастерам. После чего, подводим итоги и решаем вопрос закупки или отказа.К сожалению, из-за ограниченности нашего рынка мы имеем то, что имеем. И мы выбрали продукцию Proraso и American CREW, потому что она доступна и качественна. Мы не можем пользоваться косметикой, скажем Taylor of Old Bond Street, так как на нашем рынке нет поставщика с большим складом. Если эту косметику я не могу пойти и купить завтра, то она нам не подходит. Единичные привозы – это не для мастерской.Мы за большее количество вариантов косметики, но наш рынок очень ограничен. И магазин как таковой все же не наш профиль. Мы стрижем, бреем и ухаживаем за бородой – вот наш профиль, а часть продукции, которая идет на продажу – это возможность для клиентов пользоваться качественной продукцией в домашних условиях.
− Сегодня, согласно курсу валют, стоимость инструмента, лезвий, косметических средств и прочих расходных материалов сильно отличается от их стоимости год назад. Если рубль упадет еще ниже, Вы откажетесь от иностранной продукции и начнете смотреть в сторону отечественной продукции или будете держаться до последнего?
− Мы будем держаться до конца, так как наработана логистика, налажены связи, нас устраивает качество. Если себестоимость процесса взлетит существенно, и мы поймем, что при такой конъюнктуре не можем вести бизнес, то начнем искать альтернативные варианты.Мы бы с удовольствием и без кризиса перешли на отечественную продукцию, если бы было качество. Качество не только, с точки зрения, содержимого, но и упаковки, а также, с точки зрения, маркетинга.У нас нет такого производителя, который производил бы весь спектр качественной косметики, который бы знал, что именно он производит. Взять в пример итальянского производителя Proraso. Они производят косметику и тестируют ее в своем barbershop-е. Поэтому они знают не по отзывам в сети, насколько их продукция отвечает сегодняшним требованиям. Наш производитель, даже отзывами не интересуется. Выпустил продукт и успешно забыл о нем. Продается и хорошо, а не продается, значит, продукт снимается с производства и вина плохих продаж перекладывается на зарубежных производителей.Я не знаю на кого работают наши производители, на какой сегмент они рассчитывают, но они даже с Gillette не могут конкурировать. Несмотря на это, я все же надеюсь, что у нас появится отечественный производитель, который начнет выпускать качественную коммерческую продукцию, что в этой продукции будет все отлично – состав, упаковка и маркетинг.
− Любители бритья в салонах хорошо знают, что в них запрещено брить опасной бритвой, так как она может занести инфекцию. Поэтому для бритья стали использовать шаветки, в которых можно заменять лезвие, а значит, нет риска получить новому клиенту инфекцию от предыдущего. С этим запретом все согласны, но не всем он нравится, так как от бритья шаветкой, нет тех ощущений, как от опасной бритвы. Есть некоторые barbershop-ы, которые нашли выход из положения о запрете использования опасных бритв. Они стали предлагать ячейки для хранения опасных бритв. Клиент приходит в barbershop и его бреют своей опасной бритвой, а не общей. Вы думали о таком варианте? Если к Вам придет человек со своей опасной бритвой, Вы ему откажете в бритье?
− Есть такие мысли и у нас, даже есть потенциальный партнер, который готов поставлять нам опасные бритвы. И у нас есть идея организовать школу самостоятельного бритья опасной бритвой. Мы хотим возродить культуру классического влажного бритья, чтобы мужчины перестали бриться одноразовыми или кассетными станками. Но тут финансовый момент. Не все готовы платить за ячейки камер хранения опасных бритв, покупать опасные бритвы, ходить на мастер-классы и просто приобретать для домашнего использования бритвы и средства. Из-за кризиса покупательная способность населения очень сильно снизилась.Но от идеи мастер-класса по классическому бритью не отказываемся и в ближайшем будущем, мы начнем учить мужчин правильно бриться в домашних условиях.Если мужчина придет и попросит побрить его своей опасной бритвой, мы, конечно, ему в этом не откажем. Есть только одно «но», бритва должна быть подготовлена к бритью. Если мастер увидит, что она не готова, то клиенту будет отказано в его просьбе.
− Ваши мастера используют шаветки для стандартных лезвий или удлиненных? Выбор шаветок – это личное дело каждого мастера или общее решение?
− Мы используем стандартные шаветки под стандартные лезвия. Те удлиненные лезвия, о которых говорите Вы, это, как правило, для филировочных бритв, которые используются при стрижке.Нет, здесь нет стандартизации. Каждый мастер сам выбирает себе свой рабочий инструмент и шаветки в этом вопросе не исключение. Единственное исключение – это фены. Тут общим решением была выбрана определенная модель, так как она оказалась самой надежной и долговечной.
− На сегодняшний момент, barbershop – это уже не диковинная новомодная новинка и некоторые люди, слыша это слово понимают, о чем идет речь. На Ваш взгляд, какова дальнейшая история развития этого направления? Будет ли оно дальше развиваться и пользоваться успехом или это временное модное явление?
− Безусловно, это не временное веянье моды и салонное классическое бритье будет и дальше развиваться и уж тем более культура классического влажного бритья. Этот рынок растет и даже происходит его сегментирование. Усиливается и увеличивается количество рекламы. Растет не только количество предложений, но и спрос в данном направлении. Все больше мужчин отказывается от одноразовых и кассетных станков и приобщается к культуре классического влажного бритья. Все больше мужчин отказывается от универсальных парикмахерских и приобщается к посещению специализированных мастерских. Я не знаю какими темпами, но мы постепенно отвоевываем рынок у универсальных парикмахерских. Конечно, помешать развитию может сегодняшняя тяжелая экономическая ситуация и люди начнут урезать себя во всем. Но всегда была и есть категория людей, которым важно безупречно выглядеть и быть стильными, невзирая на разного рода обстоятельства. Они привыкли к качеству и своим мастерам. Безупречно выглядеть – это не просто их стиль, а образ жизни и мышления.
_______________________________________________________________________
Интервью было коротким по времени, но интересным по содержанию благодаря Денису. Наша беседа помогла лучше узнать работу barbershop-ов, понять общую концепцию и рассказать об этом вам, читателям. Конечно, были заданы не все вопросы и что-то было упущено из виду. Невозможно охватить все в одной статье. Поэтому при благоприятных условиях мы снова увидимся с Денисом и его мастерами для создания следующей статьи.Благодарю коммерческого директора мастерской, Дениса Видного за интересное интервью и его мастеров за возможность проведения фотосъемки во время их творчества. Хочется пожелать успешного развития и роста клиентской базы мастерской «Шипр», а мастерам новых высот и успехов в их деле.
P.S. Материал старый и мастерская уже давно переехала в другой корпус. Новый адерс: Москва, Духовской пер. д.17, территория «The Loft 1869», 13 корпус 6 лофт.
Все о классическом бритье на сайте wet-shaving.ru