Найти в Дзене
SOUNDSCAPE

Ленинградский бит... ВИА «Добры Молодцы»

Это был первый вокально-инструментальный ансамбль в СССР. На этот счет может возникнуть множество споров и возражений (в вопросе кто первее всегда сложно достичь консенсуса). Но, если отсечь московскую тусовку, то с уверенностью можно сказать, что в Ленинграде они были первыми.

В данной постоянной рубрике на канале SOUNDSCAPE сегодня хочу коснуться творчества ансамбля до селе нигде мной не упоминаемого. Это вокально-инструментальный ансамбль «Добры Молодцы». Причин для этого несколько. Ну, во-первых, так или иначе в своих статьях упомяну все самые известные коллективы того славного времени. Конечно, опять можете упрекнуть, что к року это не имеет никакого отношения. Ну, да не имеет. Почти не имеет. А имеет то, что все, как тогда называли бит-группы возникали под огромным влиянием появившейся тогда группы «The Beatles». Многие группы формировались под влиянием американского джаза и ихнего же блюза. Эти группы возникали в СССР как грибы после дождя - в каждом университете и в каждом приличном ВУЗе были свои группы, иногда даже не по одной. На Западе эти группы возникали, как мы знаем, в кабаках, что для СССР было невозможно. Мы помним, какую роль в судьбе тех же «The Beatles» сыграли ночные клубы «Casbah», «Kaiserkeller» и особенно «Cavern». И такой творческий путь прослеживается практически в биографии всех западных групп того времени. В этих клубах начинающие ансамбли примечали предприимчивые менеджеры и они получали многотысячные контракты и возможность сразу записать свою пластинку, зачастую попадая в кабалу к этим менеджерам, как это случилось всё с теми же «The Beatles» (Как «Битлз» лишились прав на свои песни).

В нашей стране такого не могло быть по определению. Отсутствовала музыкальная индустрия, как таковая. Не было площадок для старта - всё ограничивалось какими-то местными студенческими театрами, ДК и танцплощадками. Что тоже неплохо, но дальше этого двигаться было некуда. За выступления на коммерческой основе могли ещё и срок дать. Не было качественной профессиональной аппаратуры. Были проблемы с репертуаром - всё, что музыканты сочиняли сами душилось на корню или подгонялось под общепризнанные стандарты. Всё это всем прекрасно известно. Поэтому единственный выход был сублимировать свою энергию в официально признанные ВИА. А там уже потенциал каждого музыканты можно было почувствовать.

Во-вторых, почему сегодня вспомнил про «Добрых Молодцев», так это потому, что они были первым вокально-инструментальным ансамблем в СССР. На этот счет может возникнуть множество споров и возражений (в вопросе кто первее всегда сложно достичь консенсуса). Но, если отсечь московскую тусовку, то, наверное, с уверенностью можно сказать, что в Ленинграде они были первыми.

Возникла команда ещё в 1963 году, как ленинградская бит-группа «Авангард», а в 1965 году начала свою постоянную концертную деятельность. Тогда в группу входили:

Александр Петренко - лидер-гитара;

Борис Самыгин - ритм-гитара;

Владимир Антипин - бас-гитара;

Евгений Маймистов - ударные.

Надо сказать, что все они были друзьями жившими в одном районе Ленинграда, и изначально интересовались джазом, при этом владея духовыми инструментами. Но, с появлением «The Beatles» они срочно стали переучиваться на гитары. Уезжавший ненадолго к своему брату в Донецк Александр Петренко, вернувшись предложил ансамблю поступить в Донецкую филармонию. Так в мае 1966 года официально появилась аббревиатура ВИА, которую стали писать и на афишах.

ВИА «Авангард» перед поездкой в Донецк
ВИА «Авангард» перед поездкой в Донецк

Репертуар у «Авангарда» был классическим для начинающих групп того времени - он полностью состоял из западной музыки: Рэй Чарльз, «The Beatles», «The Rolling Stones», Элвис Пресли.

Афиша от Донецкой филармонии. Из фотоархива Александра Петренко.
Афиша от Донецкой филармонии. Из фотоархива Александра Петренко.

Но, надо было готовить свою программу. Вернувшись в Ленинград и объединившись с некоторыми музыкантами джаз-оркестра под управлением Иосифа Вайнштейна (он же был и их можно сказать учителем), была подготовлена шоу-программа «Добры молодцы». Тогда к ним присоединились Игорь Петренко - флейта (брат Александра Петренко), Виктор Иездиковский -труба, и вокалист Владимир Кириллов. В этот же период в составе ансамбля ненадолго появляется Юрий Антонов, который почти сразу же уходит в «Поющие гитары», с которыми пересеклись на гастролях.

Гастрольная деятельность с большой концертной программой начинает постепенно сковывать дальнейшее развитие ансамбля. После изнурительных гастролей, длящихся чуть ли не год, по Сибири, Якутии, Дальнему Востоку, во время которых они успели даже поработать в Читинской филармонии, ансамбль называвший себя уже «Добры молодцы» в 1970 году уходит из «Ленконцерта» и коллектив полностью состоявший из ленинградских музыкантов, поступает в Московский Росконцерт.

ВИА «Добры Молодцы»
ВИА «Добры Молодцы»

Находясь под влиянием американских джаз-роковых команд, ВИА «Добры Молодцы» пополняют свою духовую группу. В ансамбль приходят трубач Ярослав Янса и тромбонист Александр Морозов. Также в ансамбль приходит Всеволод Левенштейн - кларнетист-саксофонист, известный теперь во всём мире, как Сева Новгородцев, с которым «Добры Молодцы» пересекались ещё на репетиционной базе в Ленинграде. Вновь присоединяется к ансамблю и Юрий Антонов. Начинается золотая пора ВИА «Добры Молодцы».

В этот период ансамбль исполняет композиции на музыку собственных авторов Юрия Антонова, Владимира Антипина и на стихи уже известных поэтов О.Гаджикасимова, Л.Дербенёва, В Харитонова и других. Также сотрудничает с композитором Давидом Тухмановым, который подарил ансамблю заводную «Я еду к морю» и лиричную «Галина». Учитывая надвигающийся праздник всех женщин, её я и предлагаю послушать в рамках данного обзора.

Видео с сайта www.youtube.com, канал Сергей

В 1973 году в ВИА «Добры Молодцы» приходит музыкант с консерваторским образованием, композитор Анатолий Киселёв. Стало ли это причиной разногласий или нет, но с его приходом начинаются трения в коллективе, в результате которых руководство ансамблем ненадолго переходит от Владимира Антипина к Севе Новгородцеву-Левенштейну. А в последствии лидерство захватил Анатолий Киселёв. Владимир Антипин с остальными музыкантами ленинградского разлива возвращаются из Москвы домой, не претендуя при этом на своё исконное название - «Добры Молодцы».

Под руководством Анатолия Киселёва у ВИА «Добры Молодцы» начинается новый период в творчестве, с новыми музыкантами, с новым вокалистом, которым ненадолго становиться великолепный Александр Лерман. Именно новый состав участвует в записи пластинки Давида Тухманова «По волне моей памяти», выпускает собственный и единственный диск-гигант «При Самом Рождении Дня», который наполовину оказался саундтреком к фильму Владимира Меньшова «Розыгрыш».

В 80-е годы вновь в сильно измененном составе группа продолжает свою концертную и гастрольную деятельность до 1989 года, до тех пор пока не распадается Росконцерт. Группа приостанавливает свою деятельность.

ВИА «Добры Молодцы». Конец 70-х начало 80-х годов.
ВИА «Добры Молодцы». Конец 70-х начало 80-х годов.

Если понравилась статья, голосуйте, делайте подписку на все публикации, оставляйте комментарии.

Можно почитать также следующие статьи: