Императрица Елизавета Петровна радостно улыбалась и поздравляла молодых. Эта свадьба стала результатом долгой и кропотливой работы. Теперь ее племянник и наследник Петруша женат. Скоро дети пойдут, за судьбу трона можно быть спокойной. Но как же она ошибалась.
Петр
Елизавета Петровна, впервые увидевшая племянника живьём, пребывала в лёгком шоке — худой, болезненного вида, с диковатым взором подросток с трудом говорил по-французски, манерами не владел, да и вообще знаниями обременён не был.
Императрица довольно самонадеянно решила, что в России парня быстро перевоспитают. Для начала наследника перевели в православие, нарекли Петром Фёдоровичем и назначили ему педагогов. Но даром преподаватели время с Петрушей тратили — до конца дней Пётр Фёдорович так и не освоил русский язык, да и вообще был одним из самых малообразованных российских монархов.
После того как нашли наследника, нужно было подыскать ему невесту. У Елизаветы Петровны вообще были далеко идущие планы: от Петра Фёдоровича и его супруги она собиралась получить потомство, а затем самостоятельно воспитать внука с рождения, дабы он стал преемником императрицы. Однако в итоге этому плану не суждено было сбыться.
Любопытно, что Екатерина Великая впоследствии попытается осуществить аналогичный манёвр, готовя в наследники своего внука, Александра Павловича, и тоже потерпит фиаско.
Принцесса в роли Золушки
Главной «ярмаркой царских невест» в XVIII веке была Германия. Единого государства не было, зато существовало множество княжеств и герцогств, мелких и незначительных, зато обладающих переизбытком родовитых, но бедных молодых девушек.
Рассматривая кандидатуры, Елизавета Петровна вспомнила про голштинского принца, которого в юности прочили ей в мужья. У сестры принца, Иоганны Елизаветы, подрастала дочь — София Августа Фредерика.
Отцом девочки был Христиан Август Ангальт-Цербстский, представитель древнего княжеского рода. Однако к громкому имени не прилагались большие доходы, потому Христиан Август состоял на службе у прусского короля. И хотя завершил свою карьеру князь чином прусского фельдмаршала, большую часть жизни он с семьёй провёл в бедности.
Новость о том, что русская императрица рассматривает Фике в качестве невесты наследника российского престола, поразила родителей девочки. Для них это было настоящим подарком судьбы. Сама Фике, обладавшая с юности острым умом, понимала, что это её шанс вырваться из бедного родительского дома в другую, блистательную и яркую жизнь.
Фике знала, что ей предстоит сменить веру, имя, изучить другой язык, перенять обычаи и привычки чужого народа. Однако она была к этому полностью готова.
В феврале 1744 года Софья Августа Фредерика с матерью прибыли в Петербург. Елизавета Петровна нашла невесту вполне подходящей для тех целей, которых она собиралась достичь.
Принцессу немедленно передали в руки русских наставников, которые занялись её «перевоспитанием». Девушка усердно изучала русский язык, историю и православие, причём даже перестаралась, заработав воспаление лёгких.
Перепуганная мать решила, что дочь уже не поправится, и пригласила лютеранского пастора для исповеди, однако девушка решительно его отвергла, потребовав православного священника. Фике всё-таки поправилась, но поступок девушки сразу добавил ей популярности среди россиян.
В начале июля 1744 года Фике перешла в православие, получив имя Екатерина Алексеевна.
Брак, обречённый на несчастье
Через год и два месяца после перехода в православие, в конце лета 1745 года, 16-летняя Екатерина Алексеевна вышла замуж за 17-летнего Петра Фёдоровича.
Этот брак изначально не мог быть счастливым, и дело тут не только в том, что он был по расчёту. Пётр Фёдорович, в отличие от своей жены, так и не стал в России своим. С Петром у них с самого начала не задались отношения. Они были неблизки. Казалось бы, супружеская постель могла бы их примирить, но нет. Новоявленный муж играл в постели в солдатиков.
Объяснялось всё просто. У Петра был фимоз. Тяжелое детство и комплексы не позволяли ему решить эту проблему.
Елизавета не молодела, а у молодых великих князей всё не было детей. Ситуация становилась опасной. Елизавета узнала о том, что брак Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны не был консумирован только через пять лет их совместной жизни.
Близкие стали уговаривать великого князя на операцию, но тот и слышать не хотел об обрезании.
В итоге операцию Петру сделал граф Сергей Салтыков, напоив великого князя допьяна. Ирония судьбы в том, что Салтыков был любовником Екатерины и по некоторым слухам даже являлся отцом Павла I. Но это вряд ли. Павел во многом похож на Петра. И родился он вскоре после того, как Петру сделали операцию.
После операции Петр, что называется, "пошел по бабам". Стал менять любовниц, но не ходил к жене. Стал посещать спальню Екатерины только после того, как тетка-императрица устроила ему взбучку.
Итого, поженились в 1745, Павел родился в 1754. Отнимем время на беременность, получается, что порядка 8 лет муж не интересовался Екатериной, молодой, здоровой девушкой...
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал.