Мы уже не единожды писали об основном танке США и ряда стран – M1 Abrams. Но конструкция и преимущества с недостатками – это одно. А видеть то, что обычно сокрыто от объективов журналистов и праздных интересующихся – это совсем другое. Сегодня мы окунемся в нелегкую жизнь четырех, преимущественно американских мужчин, которые несут свою службу в пресловутой машине.
M1 Abrams стоит на вооружении армии и КМП США с 1980 года. Первым применением машины стала операция «Буря в пустыне» в 1991 году, где дебют новых танков оказался весьма успешным. Перед этим, собственно, машина получила последнее серьезное улучшение, которое касалось бронирования и вооружения. С тех пор американские эксперты спорят – стоит ли разрабатывать новый танк, али же модернизировать заслуженную машину? Но пока этого не произошло, попробуем заглянуть внутрь американского ОБТ.
Механик-водитель, он же - driver
Начнем пожалуй с самого одиозно-расположенного члена экипажа – водителя. Дело в том, что мехвод M1 Abrams располагается в полулежачем положении. Это вызвано попытной максимально уменьшить лобовую проекцию машины. К слову, на машинах «советской школы» над мехводом так не издевались. И, наверняка, эвакуация раненого водителя – дело затруднительное.
Наводчик - gunner
Оператор 120-мм орудия, производимого по немецкой лицензии обладает большим пространством. Хотя, просторным его место назвать тоже сложно. Да и казенная часть орудия под левым плечом требует следить за своими движениями.
Commander: высоко сижу - далеко гляжу
Пожалуй, наиболее комфортно (если это понятие применимо к боевой машине) размещается командир танка, которые обладает наибольшей осведомленностью о ситуации вокруг танка. Он находится перед боекомплектом, который скрыт за бронеперегородкой в кормовой нише башни.
Заряжающий - не вздумайте шутить
Так уж сложилось, что позиция заряжающего в американском танке стала поводом для колкостей, ввиду того, что большинство подобных членов экипажа - чернокожие. Естественно, это не правило, а совпадение. Но с точки зрения физического напряжения - это наиболее энергозатратное место. В этом одно из ключевых отличий M1 от советских танков, начиная с Т-64, где внедрен автомат или механизм заряжания. На современных кадрах с американских учений башнеры (наводчик и заряжающий) облачены в противогазы. Возможно, это вызвано недостаточной эффективностью системы вентиляции башни. Но это лишь дилетантский домысел.
Как видите, расхожее мнение о том, что советские машины - крайне жестокие для экипажа , а американские - пример комфорта - это заблуждение. Не помню дословно, но бытует мнение, что англичане, впервые испробовав американский танк, всерьез раскритиковали его за то, что в нем нет подогревателя для воды, а для приготовления пищи приходиться покидать танк (да, в британских танках есть boiler - подогреватель, то бишь. Война - войной, а five o'clock tea никто не отменял)
P.S. Найти полные снимки интерьеров M1 Abrams одной модификации не удалось, посему не некоторых снимках может быть видна разница в оборудовании, которая вызвана версией машины.