Найти тему
Birmaflot

Война Пикассо: от Герники до голубки

Герника, Пабло Пикассо, 1937
Герника, Пабло Пикассо, 1937

Отправной точкой военной темы в творчестве Пабло Пикассо стоит считать его неприятие фашизма и воспевание мира. Очень простая мысль, которую художник раз за разом выражал в своем творчестве всеми доступными изобразительными средствами.

"Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны"

В начале 1937 года Пикассо пишет поэму "Мечты и ложь Франко". Пишет в смысле рисует, ну вы поняли. Поэма состоит из двух листов и 18ти гравюр. Все гравюры печатаются как отдельные открытки (меня особенно посмешил 3-ий слайд, с большим, мгмгм, достоинством).

Этой поэмой (или даже комиксом) Пикассо высмеивает фашистский режим генерала Франко, изображая его карикатурным, мерзким, противным слизняком. Сама война олицетворяется как страшное горе, коснувшееся всего живого.

По тем временам, открытки были распечатаны большим тиражом, аж 900 экземпляров. Все средства от продажи (между прочим, 300 000 франков) были переданы Пикассо в фонд республиканского правительства Испании.

На фоне такой поддержки Испанская республика обратилась к Пикассо и другим выдающим художникам сделать картину для Всемирной выставки в Париже 1937 года. Важно отметить, что предложение Пабло принимает в январе, но 4 месяца находится в художественном ступоре.

26 апреля 1937 года фашистское правительство Франко, заручившись поддержкой Италии, Германии и Португалии, сбрасывает 40 тонн взрывчатки на мирный испанский город Герника.

Сейчас известно, что в Гернике были сосредоточены солдаты республиканской армии, а также работало несколько военных фабрик, но в 1937 году для всего мира это было хладнокровное убийство мирного населения. От бомбардировки и пожаров умерло около 1000 человек и разрушено 70% города. Пикассо потрясен случившимся и работает первые дни по 10-12 часов. Картина написана за месяц.

Как понимать "Гернику"

-4

— Технически Герника написана на стыке сюрреализма и кубизма.

— Ее огромный размер (3,5 на 7,8 м) подавляет зрителя, погружает его в в атмосферу происходящего и делает словно бы сопричатным, еще одним неучтенным героем.

— Сюжетно мы видим клубок из шести человеческих фигур и двух животных. Четыре женщины, мужчина, ребенок, конь и бык находятся в тесном помещении под светом лампы (бомбы?).

— Черно-белая цветовая цвета передаёт близость к документальной фотографии и отражает безжизненность войны. Фотографии Доры Маар этапов работы с картиной рассказываают нам, что Пикассо постепенно отказывается от цвета. Первоначально там фигурирует красный цвет, слезы и раны. Но Пабло убирает излишнюю декоративность, оставляя только сухое горе и ужас.

— Герника больше чем история одного города, поэтому ее образы можно трактовать как угодно. Оставим исследователям драку, что именно означает падающая в агонии лошадь. Важнее общее настроение боли, смерти, безысходности, конца, которое рождает картина. В агонии находится все живое.

Всю свою жизнь Пикассо будет выступать певцом мира и свободы. Со временем он начнет переосмыслять классические сюжеты на военную тему.

Резня в Корее, Пабло Пикассо, 1951
Резня в Корее, Пабло Пикассо, 1951
Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя, 1814
Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя, 1814

С 1949 по 1961 год разные версии его голубки являются эмблемой Всемирного конгресса сторонников мира. Сейчас версию 1961 года мы все считаем главным символом мира без войны.

Голубка, Пабло Пикассо, 1961
Голубка, Пабло Пикассо, 1961

Можно было бы написать о более позднем творчестве Пабло Пикассо, но я не хочу. Самые важные его взгляды и особенности техники я обозначила. До самой смерти Пабло много работает, создавая по 2 картины в день. Возможно, таким образом он пытается сбежать от старости. После смерти в 1973 году его имущество оценивается в 260 млн долларов. Количество работ достигает 60 000.

Периоды творчества Пабло Пикассо:

Голубой 1901-1904

Розовый 1901-1904

Африканский 1907-1908

Аналитический кубизм 1909-1912

Синтетический кубизм 1912/3-1914

Неоклассицизм 1918-1925

Сюрреализм 1925-1932

Военный 1937-1961