В комедии "Любовь и голуби" (1984) множество конфликтов. Но все они поданы довольно забавно и реалистично (хотя порой и гипертрофированно, как требует жанр).
Однако есть весьма необычный момент - в самом массовом конфликте фильма, в сцене во дворе, когда раскаявшийся непутевый муж Василий приходит домой, к семье. Его сын Лёнька неожиданно хватает в руки топор, кричит и угрожает.
Зачем вообще вставили фильм этот фрагмент? Ведь налицо неадекватная реакция: чересчур сильные негативные эмоции и абсурдные действия.
Давайте разберём эту сцену по порядку.
Возможно, мы всё же найдём весомые основания для поступка Леньки?
Ход событий
Василий с повинной головой подходит к родному дому, но сталкивается с насмешками жены. Затем обращается к сыну, но встречает злобное отношение.
- А ты кто такой?
Обиженный отец отвешивает подзатыльник, в ответ Ленька толкает его в живот, перебрасывая через ограду. Отцовская гордость побуждает вернуться и снять ремень.
Сейчас, разбежался...
Василий слегка стегает сына ремнем, тот сразу оборачивается, хватает отца за пиджак, начинает трясти и истерично вопит.
Ты зачем мамку обидел? Ты зачем пришёл, а?
Ты чо это, Ленька, а?
Сын медленно подходит к топору и берет в руки.
На отца? Ну руби! Руби, сынок! Руби!
Никогда я тебе этого не прощу. Ты что с мамкой сделал, а?
В конфликт вмешивается деревенское сообщество. Сёстры и мать отнимают у сына топор, заталкивают в дом, а потрясённый Василий уходит с дядей Митей.
Что характерно, Ленька не одобрил твой поступок.
Вместе с Василием потрясены и зрители. До этого им показывали комедию, хотя и с некоторыми драматическими линиями, и вдруг - такая вспышка ярости в чуть ли не латиноамериканских масштабах.
Степень адекватности
Ты зачем мамку обидел?
Да, обидел. Но только обидел, а не замахивался сельскохозяйственными инструментами.
Мотив абсолютно неадекватный.
Разве сын получает право поднимать руку на отца в такой ситуации?
Может быть, отец был деспотом, мучил детей? Нет, добряк, ещё и голубей любит.
Возможно, просто у Лёньки очень вспыльчивый характер? Он часто лезет в драки, напивается? Трижды нет.
Психологическая ошибка Василия
Отметим и некоторую провокационность отца. Когда он снял ремень и стегнул сына, это стало последней каплей. Конечно, Василию не хватило психологической осознанности: он не почувствовал разгоряченное состояние сына.
Сначала дал подзатыльник, потом шлепнул ремнем по нижней части спины, потом в пылу криков задел по щеке.
Именно ускорило действия Леньки и побудило реализовать свою идею. Ведь взяться за топор он решил задолго до данных событий, после неудачного визита Раисы Захаровны.
Василий мог бы ощутить бурное эмоциональное состояние сына, и сосредоточиться на процессе извинений, отложив выяснение отношений с ним.
Кстати, подобное нередко происходит и в обычной жизни: участники конфликта недооценивают гневный пыл друг друга и ненамеренно обостряют ситуацию. Поэтому размышление над данной киносценой кому-то может помочь избежать ошибок Василия.
Попробуем согласиться с режиссёром
Попытаемся все же смириться с присутствием данной сцены в фильме В. Меньшова. Поищем веские основания.
Более-менее реалистичное объяснение - деревенская эмоциональность. Хотя даже для деревни как-то уж слишком...
Пожалуй, такая сыновняя атака достаточно органично смотрелась бы лишь в фильмах по некоторым брутальным произведениям В. Шукшина (например, в экранизации романа "Любавины").
P.S.
Еще один вариант объяснения. Фильм сильно задевает многих женщин, которые ассоциируют себя с главной героиней. И конечно, им вовсе не хочется, чтобы Василий был легко прощён. Хочется, чтобы он пострадал, чтобы ему "мало не показалось".
И поведение Леньки, которое сильно нервирует Васю, играет своего рода наказательно-искупительную роль.
Возникает некоторое удовлетворение: "вот тебе за твои грехи". Без подобного наказания прощение Васи многим бы не понравилось. Вполне возможно, что режиссер рассчитывал именно так.
Другим же зрителям агрессия Лёньки несколько портит впечатление от фильма, но все же эта картина, безусловно, очень яркая. Обилие юмора, колоритная игра актёров неплохо сочетается с нарочито банальным сюжетом. И "Любовь и голуби" можно смело назвать крупной вехой в советском кинематографе.
А что вы думаете об этой сцене конфликта и о фильме в целом?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.