Рассказывает Иван Потапов, владелец ягодного магазина
Формат ярмарки. Я участвовал в трех продуктовых ярмарках в Москве с замороженными и сублимированными ягодами, фруктами, медом, шоколадом и вареньем. Ярмарки проходили в трех торговых центрах:
- первая — в торговом центре за мкадом, место возле фудкорта. Сработали в минус, но я предположил, что проблема была в расположении торгового центра, и решил попробовать поучаствовать в еще одной ярмарке;
- вторая — в торговом центре рядом с третьим транспортным кольцом. Место было на втором этаже, а сам центр с высокой проходимостью. Но сработали опять в минус, я предположил, что причина во втором этаже;
- третья — в торговом центре Вегас, сработали в ноль, и я решил больше не участвовать я ярмарках.
Во второй и третьей ярмарках я участвовал, чтобы проверить гипотезы: влияет ли расположение торгового центра и места на прибыль. После теста в трех местах я понял, что везде был минус или ноль — значит, формат ярмарок нам не подходит.
Доходы и расходы. Экономика одной ярмарки получилась такой:
- место на продуктовой ярмарке в Москве — от 2000 до 5000 рублей за день;
- зарплата продавца — 1000—2000 рублей за двенадцатичасовой рабочий день;
- маржинальность наших товаров — 33%;
- прибыль, чтобы выйти в ноль — в среднем 5000 рублей;
- продажи, чтобы выйти в ноль — 15 000 рублей.
До участия в ярмарках, я думал, что продать на 15 000 рублей легко. После, по своему опыту и опыту соседних участников, могу сказать, что продажи на 10 000 рублей — это уже хорошо. Почти все, с кем я познакомился на ярмарках, отрабатывали себе в убыток.
Документы. На всех ярмарках нас не просили показывать документы: ни сертификаты на продукцию, ни свидетельство о регистрации ИП. Мы были единственные с кассой и терминалом эквайринга, остальные участники продавали за наличные либо просили переводить на карту Сбербанка. Почему так, я не знаю.