Найти в Дзене
Владимир Тиманов

Какую угрозу России несёт строительство Стамбульского канала?

Турция неоднократно за последнее время становилась для России то "хорошим партнёром", то "злейшим врагом". Будет ли инициатива Анкары по строительству канала из Мраморного моря в Чёрное очередным "ножом в спину" для Москвы?

Акватория Чёрного  моря в скором времени грозит стать неспокойным местом
Акватория Чёрного моря в скором времени грозит стать неспокойным местом

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в 2011 году ещё в бытность премьер-министром Республики заявил, что строительство Стамбульского канала является его «самой большой мечтой». В Турции самая большая мечта Эрдогана также известна как «Безумный проект».
Новый канал будет открыт между Черным и Мраморным морями в рамках проекта «Цель-2023» (в этом году будут праздновать столетие Турецкой Республики). Длина канала достигнет 40 километров, его глубина составит 25 метров, а ширина — 150 метров. Это обеспечит прохождение через канал достаточно крупных судов, а наличие автомобильных и железнодорожных мостов через него не прервут сообщение Турции со странами Европейского союза.
В случаи реализации данного проекта, Стамбульский канал станет одним из крупнейших проектов 20 столетия, который превзойдёт по некоторым параметрам знаменитые Панамский и Суэцкий каналы.
В конце 2019 года правительство Турции завершило необходимые расчеты и обоснования, связанные со строительством Стамбульского канала. Его строительство, которое обойдётся по разным оценкам до 50 млрд. долларов США, планируется начать уже в 2020 году. Сам канал будет вырыт за четыре года, а проект планируется завершить к 2027 году.

Зачем же туркам новый канал?
Анкара прежде всего выдвигает экономические и экологические причины. Так, ежегодно через Босфор проходит около 50 тысяч судов и с каждым годом их становится всё больше. По оценкам турецких специалистов к 2070 году транзит через Босфор составит уже 86 тысяч судов. Увеличение загрузки Босфора образуют очереди при его транзите и может вызвать ЧП (разлив нефти, выбросы опасных веществ в воздух), что не безопасно для города Стамбул, расположенного как раз на берегу пролива. Кроме того, турки намерены превратить район канала в ряд этаких "зелёных городков будущего".

Остаётся открытым вопрос: как турки намереваются загнать в платный Стамбульский канал коммерческие суда при наличие бесплатного Босфора! Ведь вводить какие-либо ограничения на использование проливов в мирное время они не смогут.

Возможный американский след проекта Стамбульского канала
Профессор Стамбульского университета доктор Мехмет Доган Кантарджи (Prof. Dr. Mehmet Doğan Kantarcı) известен своей критикой строительства данного канала. Он считает, что реализация «Безумного проекта» не только слишком дорогостоящая, но и представляет экологическую угрозу окружающей среде. По его мнению, реальный инициатор строительства Стамбульского канала — США. Так, д-р Мехмет Кантарджи представил на обозрение турецким СМИ карту проекта «Черноморско-Мраморного морского канала», который был совместно разработан Соединенными Штатами и Турцией в 1950 году с целью защиты города Стамбул от танковых колонн СССР. От реализации указанного проекта тогда отказались, но, по мнению д-ра Мехмет Кантарджи, в новых условиях к нему снова вернулись.


Что значит строительство Стамбульского канала для Российской Федерации?
По мнению руководства Турции Стамбульский канал является внутренними водами страны и не подпадает под действие Конвенции Монтрё. И действительно, согласно статей 10 - 14 Конвенции Монтрё существуют ограничения в отношении кораблей ВМС стран нечерноморской зоны, которые проходят через проливы Босфор и Дарданеллы (именно во множественном числе). Фактически, после ввода в эксплуатацию Стамбульского канала корабли ВМС стран нечерноморской зоны будут проходить только через один пролив — Дарданеллы, а затем через новый канал совершать переход в акваторию Чёрного моря. Тем самым, наши "стратегические партнёры" могут пользоваться неудобным для Москвы юридическим казусом. Следовательно, в Чёрное море теперь могут заходить отряды боевых кораблей более девяти единиц, в том числе подводные лодки ВМС США, Франции, Великобритании и их союзников.

Единственным плюсом для России является то, что в статье 18 Конвенции нет привязки к проливам. В ней ограничивается общий тоннаж военных кораблей и предписывается их нахождение в акватории Чёрного моря не более 21 суток без уважительных причин (поломка и т. п.). Однако последнее положение, по мнению МИД России, регулярно нарушается американцами начиная с 2014 года.

Следовательно, Стамбульский канал не может полностью "обнулить" Конвенцию Монтрё, как бы это не хотелось Анкаре и Вашингтону.

К чему это может привести?
К организацией Вашингтоном и Брюсселем постоянного присутствия своих боевых кораблей (ВМС США и ОВМС НАТО соответственно), в том числе из так называемого европейского сегмента американской глобальной системы ПРО. Нельзя исключать и возможность демонстративного захода в Чёрное море и амфибийно-ударной группы альянса (обязательно сводной, иначе не пройдут по требованию к водоизмещению кораблей одного государства).
Сможет ли Россия дать альтернативный ответ новой угрозе покажет время.