Рассказ о Кузнецкой крепости (исторической предтечи Новокузнецка) из моего Живого журнала от 2011 года.
История Кузнецка.
Согласно канонической истории этих краев, в 1618 г. на реке Томи, в краю диких туземцев-абинцев (северных шорцев ныне) томскими казаками во главе с боярским сыном О.Х. Михалевским был основан острог. Сколь бы не дики были местные племена они, тем не менее, они могли великолепно работать с металлом, что даже для более развитых стран представляло большой интерес. Острог в связи с этим получил имя «Кузнецк» (шор. «Аба-Тура») и стал основой Кузнецкой оборонительной линии. Дальше на Восток экспансия Российской Империи началась существенно позже.
В 1618 г. острог был заложен почему-то на правом низком берегу и только через два года перенесен за Томь, на холмы. Только после этого тут появилось хоть какое-то оседлое русское население (до этого казаки отбывали командировку и через год сменялись). В 1622 году это уже город, один из совсем немногих в Сибири тогда.
Карта Колыванской и Кузнецкой оборонительных линий (начало XIX в.) из музея в крепости.
В 1804 г. статус еще более повышен — уездный город Томской губернии (один из 6).
Не надо думать, что это была тихая и спокойная граница. И местные племена шорцев, телеутов, енисейских кыргызов любили пограбить, да и бывшие совсем недалеко джунгары и китайцы вполне могли попытаться прибрать эти территории себе.
Поэтому в 1798—1820 гг. была построена основательная крепость на самом высоком месте во всей округе. Заказчиком укрепления выступил император Павел I.
Причем крепость и острог разделились. Крепость стала чисто военным укреплением, а в остроге (пониже) стали держать уголовных преступников. Стоит сказать, что СИЗО стоит на этом историческом месте до сих пор :).
Вот пряжки и прочие конвойные артефакты тюремного замка.
Вообще Кузнецк был достаточно скромным городком. Вот например он на гравюре (крепость наверху слева).
Поскольку Китай все более погрязал в своих внутренних проблемах, а местные племена были в достаточной степени замирены, то крепость в 1850 г. упразднили, оставив помещения за военным ведомством.
Ярких исторических событий тут больше не произошло, за исключением одного да и то литературного. Именно здесь сосланный в солдаты по делу Петрашевского Федор Достоевский венчался со своей первой женой Марией Исаевой.
Сохранились любопытные документы:
Дозволение жениху от командира Сибирского линейного батальона №7 от 1 февраля 57 г. № 167
Прапорщик вверенного мне батальона Достоевский сговорил за себя в законное супружество проживающую в г. Кузнецке жену умершего заседателя по корчемной части коллежского секретаря Александра Ивановича Исаева Марию Дмитриевну, имеющую от роду 29 лет, почему покорнейше прошу священно-церковно-служителей, ежели со стороны невесты не будет предстоять законных препятствий, то г. Достоевского свенчать… по свенчании же не оставить меня уведомить.
Подполковник Г. Белихов.г
Прекрасная казенная бумага со всякими любопытными оборотами типа «заседатель по корчемной части» и «сговорил за себя в законное супружество». Сейчас так не пишут :)г
И вторая бумага со странным название «брачный обыск»:
Обыск брачный № 17
1857-го года февраля 6-го дня. По Указу Его Императорского Величества Одигитриевской церкви священно- и церковно-служители произвели обыск о желающих вступить в брак и оказалось следующее:
1) Жених. Служащий в Сибирском линейном батальоне № 7 прапорщик Федор Михайлович Достоевский православного вероисповедания жительствует в Семипалатинске в приходе Богородской церкви.
2) Невеста. Мария Дмитриевна, жена умершего заседателя, служащего по корчемной части коллежского секретаря Александра Исаева, православного вероисповедания, жительствовала доныне в г. Кузнецке в приходе Одигитриевской церкви.
3) Возраст к супружеству имеют совершенный и именно — жених тридцати четырех лет, и невеста двадцати девяти лет, и оба находятся в здравом уме.
4) Родства между ними духовного или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлениям св. церкви брак, никакого нет.
5) Жених холост, а невеста вдова после первого брака.
6) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, как жених, так и невеста родителей в живых не имеют.
7) По троекратному оглашению, сделанному в означенной церкви, препятствий к сему браку никакого никем не объявлено.
8) Для удовлетворения беспрепятственности сего брака предъявляются письменные документы: дозволение жениху от командира Сибирского линейного батальона № 7 от 1 февраля сего года за № 167-м.
9) Посему бракосочетание означенных лиц предложено совершить в вышеупомянутой Одигитриевской церкви сего месяца 6 дня в указанное время, при посторонних свидетелях.
10) Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют своею подписью как они сами, так и по каждом поручатели, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшие повинны за то суду по правилам церковным и законам гражданским.
Жених, служащий в Сибирском линейном № 7 батальоне прапорщик Федор Михайлович Достоевский.
Невеста, вдова коллежского секретаря Мария Дмитриевна Исаева.
Поручатель по невесте коллежский асессор Иван Миронов Катанаев.
Поручатель по женихе чиновник таможенного ведомства Петр Сапожников.
Поручатель по женихе чиновник Кузнецкого училища учитель Николай Вергунов.
По невесте поручатель волости Нелюбинской государственный крестьянин Михаил Дмитриев Дмитриев же.
Обыск производили сей же церкви:
Священник Евгений Тюменцев
Диакон Петр Лошков
Дьячок Петр Углянский
Пономарь Иван Слободский
Вообще-то, конечно, целое дело и одиннадцать(!) подписавших его. Это вам не сейчас в ЗАГС сходить.ггг
Но вернемся к современности. Переехав на трамвае мост через Томь, далее вы двести метров едете сквозь настоящие тополиные кущи. Это место называется «Топольники» и является чем то вроде парка-заповедника для тополей вообще и их редкой черной разновидности в частности.
Столбы трамвайной контактной сети — стильное ретро.
Выйдя на центральную площадь старого Кузнецка внимание безусловно привлекает Спасо-Преображенский собор, отреставрированный до блеска.
Хотя здание очень даже для Сибири историческое (1792-1836 г.)
В общем диспозиция на площади такова: слева собор и за него уходит улочка вверх, к крепости; вперед продолжается улица Ленина (бывш. ул. Базарная), а направо расположено СИЗО и странного вида дом.
Вот этот.
Это здание окружного Казначейства (1790 г.), известное также как первый дом купца Муратова. Если пройти дальше за тюрьму, то можно дойти до дома портного Дмитриева, где и расположился музей Достоевского. Но очень уж там страшно ходить. Там не только тюрьма, там и жилые кварталы есть, но тоже какие-то страшноватые.
Но мы повернем сначала налево, за Спасо-Преображенский собор. Пройдем мимо дома купца Фонарева...
... и начнем подниматься вверх. Это тяжело, только к крепости иначе попасть сложно.
Наконец мы видим ЭТО.
Можно увидеть и структуру кладки и немаленькие трещины. Как говорят, при реконструкции стены надстроили и теперь они существенно выше.
Вход с другой стороны.
Адрес максимально историчен.
Зайдем, тем более все удовольствие 30 рублей стоит.
Внутри, кроме вот этой казармы и обер-офицерского дома больше никаких зданий нет (ах да, туалет еще есть) :)). В лучшие годы было целых девять разнообразных построек. Виден бюст-памятник генералу Путилову, которого в 1919 году тут расстреляли партизаны.
Зато в избытке разнообразных орудий. Это же город металлургов! Это заново отлитые на ЗСМК стволы-реплики.
А райончик на горе у крепости совершенно сельский.
Утренний туман мешает нам видеть город внизу.
Но кое-что разглядеть можно.
Топольники и мост через Томь. Вид на сталинский Новокузнецк закрывают деревья.
Спасо-Преображенский собор загорожен многоквартирным домом.
И наконец (барабанная дробь...) ЗСМК и Ферросплавный завод на горизонте.
Ферросплавный завод.
И Западно-Сибирский металлургический комбинат.
Я к ним близко не подъезжал о чем сейчас жалею. Но очень уж жарко было.
Но вернемся в крепость - Обер-офицерский дом. Сейчас там музей.
Все совершенно новое, блестящее. В 2005 г. была закончена глобальная реконструкция столь дорогого городу памятника.
Хотя остались и остатки старых стен.
Зданий тут тоже явно было больше.
А вот ворота сохранились и без реконструкции.
На плане видно, что крепость крайне нестандартной вытянутой формы. Рельеф.
Старое фото.
В общем, все также и реконструировали.
Городской герб над входом.
Бросим последний взгляд на крепость...
И прогуляемся по бывшей улице Базарной, ныне Ленина.
Сейчас на ней почти нет дореволюционных исторических зданий (разве что бывш. Казенные винные склады, ныне ликеро-водочный завод).
Если сесть на трамвай...
... и прокатиться еще чуть-чуть, то можно доехать до администрации Кузнецкого района.
Здесь тоже сталинские дома, но попроще чем в Новом Кузнецке.
Думаете это театр? Не-а. Это ДК «Алюминщик».
Фигуры конечно, как на Эрмитаже. Не экономили алюминщики на красоте.
Поскольку я большой ценитель разнообразной советской музыки, то не могу не сказать об Альберте Ленском. Я не знаю других первых секретарей горкома (т.е. мэров), которые бы совмещали должность городского главы и эстрадного певца. Не знаю, пел ли он в 1988-1991 годах (когда был мэром), но ранее (на должности начальника цеха ЗСМК) точно пел.
Ссылка - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%ED%F1%EA%E8%E9%2C_%C0%EB%FC%E1%E5%F0%F2_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7
С творчеством можно ознакомиться тут. Репертуар не для слабых – «Песня о ЗапСибе», «Кузнецкий край», «Металлургическая лирическая», «В городе этом» и прочие отличные песни. Маэстро, умерший в 2006 г., свой край и свою профессию любил.
http://kkre-42.narod.ru/lenskii.htm
На сегодня все.