Продолжим рассматривать примечательные миниатюры из древних манускриптов.
1. Медведь с тремя клыками
Данную миниатюру можно увидеть в сочинении под названием «Хрисмологион», которое было написано в XVII веке Николаем Спафарием, русским дипломатом молдавского происхождения. В этом произведении через толкование ветхозаветной Книги пророка Даниила описывается история древних государств.
Даниил в своей книге пророчествовал, что из моря восстанут четыре зверя, среди которых один будет похож на медведя:
И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!» (7:5)
По мнению автора «Хрисмологиона», это чудище обозначает Персидскую монархию, поскольку медведь такой же нерасторопный и глупый.
2. Мучения грешников
В Средние века тема мучений, которые ждут грешников после смерти, была одной из самых обсуждаемых в религиозной литературе. Художники, в свою очередь, не упускали возможности наглядно изобразить посмертные страдания в своих миниатюрах.
Обычно подобные изображения оформлялись в виде своеобразной таблицы, в ячейках которой помещались определённого вида грешники и соответствующие их грехам наказания. В данном случае это нечестивые священнослужители, жестокосердные люди, детоубийцы и клеветники. Одних пронзают черви, другие страдают от холода, третьи пожираются змеями, четвёртые подвешены за языки.
3. Армия бесов терроризирует город
Следующая миниатюра из Радзивилловской летописи XIII века иллюстрирует довольно необычный случай — разорение Полоцка бесами в 1092 году. Не стоит лишний раз говорить, что данное происшествие несколько выбивается из общего ряда событий, которые обычно излагаются в летописных памятниках. Главная странность заключается в том, что в историю казалось бы обыденную вписываются откровенно фантастические элементы.
Описание этого эпизода сохранилось во многих списках ПВЛ, но наиболее полно о нём рассказывается в Тверской летописи:
В Полоцке стало совсем плохо. Ночью на городских улицах слышались как бы стоны людские, топот и ржание конское. Это бродила по городу дьявольская сила. Хоть никто из полочан своими глазами не видел, что происходило, но каждый, кто из любопытства выходил из своих хором или только просто слегка приоткрывал окно, быстро умирал, незримо уколотый раной от бесов. Когда же полочане перестали выходить ночью из своих хором, действие дьявольской силы стало происходить днём. Среди стонов, плача, топота умирали люди Полоцка и волости. Как будто бы целая армия бесов скакала по земле на конях своих, невидимые для глаз людских, оставляя после себя только следы от конских копыт...
ПСРЛ. Т. XV. стлб. 181-182.
18 часть