Найти в Дзене
Энергия+

Креативный бизнес - как начать зарабатывать на том, что нравится делать

Оглавление

Уютная кофейня с местным колоритом и комфортный хостел, бар здорового питания и столярная мастерская, натуральная косметика и шоурум локальных дизайнеров — сегодня начинающие предприниматели создают самобытные, нестандартные проекты. «Родные города» совместно с фондом «Креативные практики» поддерживают тех, кто предлагает инновационные для российского бизнеса идеи и форматы.

Косметика ручной работы сегодня оказывается востребованней известных брендов
Косметика ручной работы сегодня оказывается востребованней известных брендов

ШКОЛА НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Фонд «Креативные практики» и программа «Родные города» посвятили несколько лет изучению и развитию инновационных проектов в сибирских регионах: серии исследований, форумов и образовательных интенсивов. Итогом этой работы стал запуск онлайн-платформы «Мастера Сибири» в 2017 году. Она объединила наиболее яркие и интересные идеи, привлекая внимание к местным производителям и брендам. Инициативу высоко оценили региональные и федеральные эксперты, и уже через год практику тиражировали на всероссийский уровень. Так появились «Мастера России».

В отличие от консультантов, которые берут десятки тысяч рублей за мотивирующие речи, онлайн-платформа «Мастера России» предлагает практические курсы и стажировки бесплатно. Ее основа — образовательное онлайн-медиа Mastera.Academy, ориентированное на тех, кто хочет начать свое дело. Успешные креативные предприниматели делятся опытом с новичками и дают пошаговые инструкции. На курсах «Мастеров» можно узнать, как открыть свою цветочную студию, запустить бренд косметики или одежды, открыть собственный книжный магазин, мебельную мастерскую или креативный кластер.

Самые активные слушатели получают возможность отправиться на стажировки в российские и зарубежные компании: студенты «Мастеров» уже побывали в ­Санкт-Петербурге и Москве, Берлине, Будапеште и Хельсинки. При этом сами начинающие бизнесмены говорят, что им особенно интересен опыт коллег из России и они хотели бы больше учиться именно у них.

Вещи от локальных дизайнеров становятся воплощением индивидуальности
Вещи от локальных дизайнеров становятся воплощением индивидуальности

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ

Проекты студентов «Мастеров России» не просто предлагают необычные услуги или товары. Они объединяют вокруг себя заинтересованных и энергичных людей и становятся базой для новой экономики. Одна из ее отличительных черт — образование креативных индустрий. Этот термин существует несколько десятков лет, но его определение до сих пор размыто. Как правило, сюда относят сферы искусства и культуры, урбани­стики, ­медиа, дизайна и цифровых технологий. Их объ­единяет ключевая роль интеллектуальной собственности, творческого потенциала и таланта человека.

«Мастера России» доказывают, что креативные индустрии существуют не только в Москве и Петербурге — они появляются по всей стране и становятся драйверами развития регионов.

Яркий образец успешного воплощения креа­тивной идеи, без сомнения позитивно повлиявшей на жизнь города, — проект «Камергерский переулок» в Омске. Небольшой участок в центре города, который никому не был интересен, превратился в культовое место. Не в последнюю очередь благодаря молодому предпринимателю, владельцу сети кофеен Skuratov Coffee Виктору Скуратову. Сегодня в Камергерском проходят выставки, открытые лекции, воркшопы, акустические концерты, маркеты локальных дизайнеров. Здесь расположены крафтовые лавочки, модные рестораны и магазинчики. Популярность проект набрал всего за пару лет. Сам Виктор говорит, что понял, чего именно не хватает омской молодежи: чтобы в город чаще приезжали художники, музыканты, дизайнеры. Переулок стал новой достопримечательностью, местом, которое обязательно стоит посетить в Омске. Кстати, Виктор Скуратов выступает в качестве спикера на мероприятиях «Мастеров», а участники его команды преподают на курсе «Как открыть кофейню».

«Камергерский переулок» — лишь один из многочисленных примеров того, как креативные индустрии меняют окружающий мир.

Денис Щукин, директор фонда «Креативные практики»:
Молодой российский бизнес отличается в первую очередь самим предпринимательским подходом. Его делают люди, заинтересованные не только в получении прибыли, но и в формировании сообщества единомышленников, развитии культуры, создании чего-то нового, — в этом и есть основное отличие от предыдущих поколений. Все больше бизнесменов считают, что качество и собственное имя дороже взрывного роста. Молодые предприниматели не боятся пробовать: многие из них однажды бросили работу и начали делать свой бизнес. При этом они довольно легко справляются с неудачами, даже фатальными для проекта: им близок подход «не получилось одно, попробую другое».
Эксперты «Мастеров России» рассказывают, какие книги сегодня продаются лучше всего
Эксперты «Мастеров России» рассказывают, какие книги сегодня продаются лучше всего

НОВАЯ ЭКОНОМИКА

Благодаря «Мастерам России» начинающие бизнесмены развенчивают миф о том, что создать успешный проект можно только в столице. Достаточно пообщаться с теми, кто приезжает на стажировки «Мастеров» со своими идеями и проектами. Например, Елена ­Стерхова создает в Ханты-Мансийске креативный кластер для творческих специалистов — таких пространств в городе пока нет, хотя желающих стать резидентами — с избытком. Юлия Шапран из Омска запустила собственную линию верхней одежды, которая смогла составить конкуренцию массовым брендам и пользуется у омичей спросом.

В уральском городе Сатка с населением 42 тыс. человек ­Дарья Евсеева вместе с сестрой Татья­ной развивают свой бренд минеральной косметики Sisters De Mark. Девушки не только наладили производство, но и открыли салон красоты. В Тюмен­и Валентин Княжев делает невероятно красивую мебель из цельного массива дерева. Такие проекты и формируют новую экономику. И новую реальность, в которой не обязательно уезжать из родного города, чтобы заниматься любимым делом, зарабатывать и точно знать определение слова ­«самореализация».

Валентин Княжев (Тюмень), автор проекта Sibroots:
Я прослушал курс «Как открыть мебельную мастерскую» и побывал на стажировке. Получить информацию от бизнесменов в этой сфере — это как снять розовые очки. У меня появилось понимание, что для развития надо делать не только то, что нравится, но и то, что может и должно приносить прибыль. Приехав домой со стажировки, я проанализировал всю информацию, которую удалось собрать. Пришло понимание, что средства, то есть новые большие заказы, проще получать от сектора b2b. Так я решил углубиться в разработку серийных изделий. Моему делу нужен был толчок вперед, и я его получил благодаря курсам и стажировке в Петербурге.

Ранее мы писали о том, зачем бизнес занимается благотворительностью и как граффити преображают российскую глубинку.

Заинтересовала тема? Можете что-то добавить? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.

Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/