Автомобильный гигант, который покорил все дороги земли, изначально создавался, чтобы покорять небо. Сегодня наша история про то, откуда взялся легендарный "бумер".
Штаб-квартира БМВ находится в Мюнхене. В этом городе компания и появилась в июле 1917 года. Точнее именно в это время она была зарегистрирована под хорошо известным сегодня названием "Bayerische Motoren Werke", или по-русски "Баварские моторные заводы". Первоначально компания занималась вовсе не производством автомобилей. Два немецких бизнесмена Карл Рапп и Густав Отто объединили свои небольшие заводы по производству АВИАЦИОННЫХ двигателей в один, как сейчас бы сказали, холдинг. Шла Первая Мировая война. Потребность в авиадвигателях росла настолько быстро, что производители не справлялись. Моторы прямо с конвейера БМВ уходили на завод окончательный сборки самолётов.
Впрочем, история БМВ могла закончиться после Первой Мировой. По Версальскому мирному договору производство самолётов на территории Германии было запрещено. Фирма стала искать новые пути - уже не развития, а просто выживания. БМВ начинает производство сельхозтехники, мотоциклов и даже колёсных пар для железнодорожных вагонов. В общем, тоже техника, тоже транспортные механизмы, - только уже вполне земные. В межвоенный период окончательно утверждается логотип компании. Бело-голубая эмблема. Самолётный винт на фоне неба. Хотя в БМВ говорят, что цвета просто взяли с флага Баварии, столицей которой является Мюнхен.
Перед Второй Мировой БМВ наращивает мощности уже как автомобильное производство. Трудно поверить, но первой машиной марки стал не брутальный спорт-кар, а вот этот малыш. BMW-Dixi. Или "Малютка Остин". Всё дело в том, что БМВ купила небольшой автозаводик в городе Айзенах. И первую модель (того самого малыша) немцам разработали британцы (да, Вы не ослышались!) из Austin Motor Company (сейчас уже не существующей компании).
В 1933 году выходит BMW 303. Это был первый автомобиль с шести-цилиндровым двигателем БМВ. Но главное - это первая машина со знаменитыми "ноздрями" на решётке радиатора, которым суждено было стать отдельным брендом в автомобильной индустрии.
Взлёты сменялись падениями. В годы Второй Мировой компания сотрудничала с нацистами. Если говорить проще, заводы работали в интересах фашистских войск. Именно поэтому после войны концерн оказывается в упадке. Так продолжается до 50-х годов, когда БМВ снова заявляет о себе. Она выводит на рынок сразу несколько автомобильных новинок. Первой из которых стал большой седан БМВ 501, задуманный ещё в годы войны, но реализованный только спустя десятилетие.
В это же время конструкторы задумываются о спортивных купешках. Но машинам спорт-стайл не хватает мощности. Тогда начинаются разработки новых - уже восьми-цилиндровых - двигателей. Так на базе 501-й "бэхи" появляется купе BMW 503. Это была и техническая, и дизайнерская сенсация.
БМВ, похожая на ту, которую мы знаем сегодня, появилась в середине 70-х. Именно тогда выходит "трёшка" в кузове Е21. Причём вначале дизайн её передней части был именно таким, как на фото - с одинарными фарами. Знаменитая двойная оптика появилась в 1977 году. Это была машина, создатели которой думали не только о мощи, но и о комфорте. Например, зеркала заднего вида конструкторы оснастили электроприводом.
70-е вообще изменили жизнь концерна. Кроме "трёшки", появляются "пятёрка" и "семёрка". Рядом с Олимпийским парком в Мюнхене строится штаб-квартира БМВ. Небоскрёб сверху напоминает четыре цилиндра, прижатых друг к другу.
После воссоединения Германии концерн БМВ снова начал производство авиационных двигателей. Одновременно фирма начинает расширяться. В 1994 году покупает британскую Rover Group, таким образом получая во владение бренд британской королевы Range Rover Land Rover. И в отличие от 20-х годов XX века уже не англичане что-то придумывают для баварцев, а наоборот. Оставим для дискуссии, пошла ли британцам эта сделка на пользу. Но, с другой стороны, продажи "ренджей" по всему миру выросли. Правда, потом немцы всё-таки продали британскую компанию.
В двухтысячные БМВ становится супер-брендом. Марке посвящают фильмы и песни. А "бумер" - главная мечта и мальчишек, и взрослых солидных мужчин. Этому способствует начало производства внедорожников/кроссоверов серии "Икс". В 1999 году на автосалоне в Детройте был представлен BMW X5. Полноприводный внедорожник на базе "пятой серии".
И сегодня, когда, казалось бы, удивить искушённую публику сложно, баварцы придумали новый ход. На базе "семёрки" они создали BMW X7. Дорогой автомобиль, который часто критикуют за отсутствие заметной разницы с младшим собратом "Икс-пятым". Но рынок диктует правила. Дорогой немецкий бренд должен иметь роскошный внедорожник (X5 и X6 дорогие, спортивные, мощные, но не роскошные). Обилие рома, надутые "ноздри", широкие "плечи". Но внутри, по сути, это тот же X5. Ну, может быть, с дополнительными опциями и возможностями установки третьего ряда сидений, который, к слову, нормально так "отъедает" место в багажнике.
Автомобили марки БМВ собираются по всему миру. И в России тоже, - на заводе "Автотор" в Калининграде. Там производят практически весь модельный ряд. К слову, у машин российской сборки есть некоторые особенности. например, устанавливаются более жёсткие амортизаторы. Это называется адаптация к местным условиям эксплуатации.
Планы у концерна БМВ амбициозные. К 2021 году баварцы планируют выпустить первый беспилотный автомобиль iNext. А ещё намерены расширять линейку электромобилей. Мощные тяговитые моторы могут серьёзно потесниться. В XXI веке всё больше запрос на экологичные двигатели.