Ситуация в Автозаводском районе, где в прямом подчинении главы администрации работает его родственник, совершенно обычная, то есть, широко распространенная. И если бы прокуратура всерьез следила за соблюдением законодательства, то взыскания и отставки коснулись бы не только одного-двух муниципальных руководителей.
С точки зрения закона и общественной морали, это ситуация недопустимая.
Но, если спросить чиновников, почему они, несмотря на возможность преследований со стороны правоохранительных органов, идут на такие нарушения, они, конечно, не скажут об удобстве проведения незаконных сделок, манипуляций с общественной собственностью, с муниципальными заказами. Они укажут на конфликтность, враждебность чиновничьей среды, где никто никому не верит, все друг друга хотят подсидеть, сожрать, скинуть с места, чтобы сесть на него самому или посадить своего близкого.
Что делать, если никому нельзя довериться? Только провести в администрацию своего надежного человека. А кому можно доверять больше, чем родственнику? Об этом еще Грибоедов писал: «Ну, как не порадеть родному человечку?»
Именно с этого во времена мэрства господина Портнова начиналась вся коррупционная схема приватизации ЖКХ и другой собственности Дзержинска и появление на городской экономической и политической авансцене его зятя - Павла Воронина.
Когда Портнову в лоб был задан вопрос, на каком основании большая часть дзержинского ЖКХ и значительная часть городской собственности оказалась в фирмах, аффилированных с Ворониным, мэр начал жаловаться, что он пришел со стороны, администрация его не принимает, видеть его здесь не хотят, и он ни на кого не может опереться, кроме как на дорогого зятя.
Но никакие усилия прокуратуры, будь они даже не выборочными, а системными, принципиально переломить ситуацию не могут. Прокуратура будет вылавливать чьих-то родственников, незаконно получивших место в администрации или муниципальный заказ, а чиновники будут все так же использовать служебное положение.
Необходимо возвращаться к тому, чтобы важнейшие решения и в плане экономики, управления общественной собственностью, и в плане критических вопросов жизни местного сообщества принимались не внутри чиновного аппарата, а контролировались структурами гражданского общества. Эти решения должны действительно зависеть от механизмов местного самоуправления, а не низшего чиновничьего аппарата, присвоившего себе это название, но неподконтрольного ни людям, ни высшей государственной власти.
Недаром же среди идей о внесении поправок в Конституцию РФ есть и идея о том, что нужно это самое муниципальное звено включить в общегосударственную систему управления.
На мой взгляд, это совершенно неправильно, совершенно недопустимо. Это звено должно оставаться в рамках общественного муниципального самоуправления. Но почему такие поползновения возникают, я могу понять.
Раз нет механизмов гражданского общества, раз чиновники муниципального уровня не контролируются гражданами, то возникает желание поставить их под контроль сверху. Потому что уровень муниципального чиновничества у нас самый отвязный в плане коррупции и всяческих кумовских схем, которые послужили началом этого разговора.
Дмитрий Кривцов