Найти в Дзене
Георгий Куролесов

Беседа с Бахом

Встретился как-то с Бахом. Кто ж его не знает? Уж, почти триста лет прошло, а все такой же, как на картинках. Не то чтобы с ним накоротке, но знаком по Бранденбургским концертам, ораториям, ну, и всяким там фугам. Уважаю. Зашли в ближайший «Паб Сердца». Понятное дело выпили, того, сего. Больше крепкого. Разговорились о том, о, сем. Увидел ударную установку и аппаратуру. Спрашивает, Brokenroll что-то уж месяца два не выступал? А что нравится? Так еще бы, у него закрепился Яша, называю его Хендриксом. Да, говорю, даже поинтереснее будет. Что Сереги давно нет? Гармошечка у него, живее органа. Да, сам скучаю. Но зато, Елена, хороша и неплохо скрипочкой владеет. Вписалась. Настоящее украшение.

Слушай, Иоганн, интересуют меня истории с инвенциями и вариациями. Ну, нашел ты тему, как все это надоело за триста лет. Мне сейчас больше интересен, скажу тебе по секрету, синтез гаражного рока с хип-хопом. Обнял его, ты все-таки по-прежнему актуален, чувак. Он улыбнулся и капнул слезой точно в рюмку с водкой. Хочешь слезу выпить? Я кивнул, и в этот момент моя слеза упала, в протянутую ему рюмку в обмен.

Да, страшно был далек я от народных масс. Хотя по забегаловкам тоже промышлял, там публика простая, хотя воспитанная и ориентированная не на крепкие напитки, а на кофеек. А с кем общался? Кто меня знал? Короли, дворы, церкви, вельможи, герцоги, графы и бароны. Капризны и чванливы, снобы, мерзкие и завистливые интриганы. А, дамы? Молчу. Ярмарки тщеславия и честолюбия. Не люблю я этого.

Мои гармонии легко ложатся на джазовую и роковую основу. Жак Лузье, хотя и легкомысленный французик, пристрастился ко мне, и чего только не употребляет из моей продукции. Да, я в курсе, есть его диски, но у него нет твоего драйва, нет в нем германского духа, дорогой Иоганн. Джон Лорд мне ближе. У него дух, правда, британский, но все же дух. Как тебе его «Bach Onto This»? Скажу тебе, круто, очень круто. Пойми, это оценка автора! Честно? Твори я сейчас, только в рок, в арт-рок, джаз-фьюжн ближе к тяжелому, писал бы «кончерто гроссо» для гитар соло и бас, причем досок! О, как! Понял?

А как тебе, того же Лорда «Continuo on B.A.C.H.»? Ха, так это просто чудо, он продолжил и закончил мою фугу си-бемоль — ля — до — си. Если тональности написать на английском, то у Лорда ее название по буквам будет, моя фамилия BACH, звать Иоганн, а перевести на русский, я Ручейков Иван. Мы расхохотались, чокнулись и выпили по капельке.

Можно, буду тебя для простоты называть Иваном? Ты? Можешь! Так вот об этой фуге, теперешние, критики-аналитики с эстетами, вздумали, что фугу прервал в результате внезапной моей кончины. Нет, предположение Лорда вернее. Сам не помню, что меня могло прервать, внезапно. Что угодно, важное. А я, наверное, действительно забыл дописать, свернул ноты, да и на полку. Забот то много было. Одних детей 7+13=20. Семь дней сотворения мира от первой жены и чертова дюжина от второй, в итоге получилась двадцатка хит парадов. Правда, половина умерли. Естественный отбор. Ты Дарвинист? Нет, я католик. Только Лорд почувствовал, что меня прервали, и понял, как бы я ее закончил. По началу, угадал! Молодец!

Иван, расскажу тебе не музыкальную быль. У моего приятеля во дворе был небольшой искусственный прудик. Держал и разводил в нем рыб, лягушек, и черепах. Остальная живность, типа комаров, сама селилась и разводилась. Так вот, он только лично воду в бассейн заливал. Ну, там уровень, напор струи, не баламутить и всякое такое. Так вот, его тоже, внезапно отвлекла жена. Телефонный звонок. Вошел в дом, а кран не закрыл. Подумал, сейчас вернется. Звонок был такой важности, что в машину и по делам. А водичка течет. Жена? В доме дел тоже много.

Вернулся вечером. По улице течет вода, лужи. Думает, дождя вроде и не было. Вспомнил, к пруду, а рыбы с черепахами и лягушками по всему двору. Не ты один такой забывчивый. А продолжение и окончание истории с прудом, казалось бы, такое простое, закрыть кран. Но подумай, собрать ли всю сбежавшую живность или разводить новую, а может закопать пруд и забыть проблемы. Не так все просто. А с фугой, разве проще? Нужно было угадать Лорду первоначальный твой замысел почти трех вековой давности.

Тот развеселился от души. Выпили еще по капельке. Обещал, если будет время, сочинит какой-нибудь мадригал про приятеля, жену и телефон, прудик с рыбками, лягушками, черепашками, комариками и возможными последствиями. Ударили по рукам.

Ладно, что тебе про вариации с инвенциями? Сам уже ничего не помню, три века прошло. А что, ты про них знаешь? Чокнулись, еще по капельке. Помолчали. Я сосредоточился. Скажу, Иван так, прямых источников не помню. Может, даже буду путать и придумывать, так ты меня поправляй.

Вроде был такой вельможа Гольдберг, не крестьянин и не ремесленник. Отменный музыкант. Мучился то ли изжогой, то ли бессонницей. И попросил тебя написать музычку, избавлявшую от мучений. На месяц, 30 штук. Как таблетки сейчас упаковывают, бывает и по недельно, 28 таблеток. Я сам пользуюсь музыкой и называю это музыкотерапией. Англичане Procol Harum, кстати, тебя цитируют, хорошо от зубной боли помогают и ревматизма.

Нормальные ребята, уважаю, иногда умело используют Хачатуряна и Шостаковича. А ты их знаешь? Да, есть утверждающие, что я их предтеча. Вроде предсказал своей музыкой теперешним, что играть будут, когда и как. Да ну! Ты серьезно? Чокнулись, и еще по капельке.

Не помню такого Гольдберга, а вот помню, что был другой, тоже вроде, Гольдберг, который просил написать такое, что никто никогда не сыграет. И что написал? Запросто. А как, это? Зашел к клавесину с задней стороны, сыграл да и записал. Пусть мучаются веками. Это мои инвенции. А кто догадается животом лечь на фортепиано и поиграть? Или гений, или пациент с клиническим случаем. Во, как! Круто?

Скажу тебе Иван, нашелся такой чудик, Кейт Эмерсон. Может, слышал ELP? То есть, Эмерсон, Лэйк и Палмер назывались. Они сыграли такую твою инвенцию. Есть на «ELP. Works. Volume 1». Он точно играл тебя, расположившись с задней стороны клавишных, втыкал ножи между клавишами, они застревали и зажимали их, для создания звуковой обстановки, а потом еще и пару разъемов выдернул, минималист. Ему слишком много полифонии не понравилось.

Так он еще мое Рондо так исполнял. Как тебе? Еще как. Там не хватало только Хендрикса. Они же предполагали HELP называться. Крик такой, «На помощь!». Да, помолчали, и еще по капельке.

Вспомнил, кто меня самого приятно удивил, так это Ури Кэйн. Классный баловник и выдумщик, меня переплюнул. Накатал семьдесят вариаций на одну мою Арию. Я, честно, не помню, сколько из них мои, говорят кто, тридцать, кто пятнадцать, кто вообще одна. Да мне и неважно.

Главное вот, что. Он играет со своими ребятами так, что получается в моих вариациях, слышны блюзы, джаз, рок, рэп, танго, Джанис Джоплин, Арита Франклин, Чикаго, кто еще и сам не знаю. И даже возгласы японских борцов сумо. Фантастика. Он меня пригласил, нет, привел, в двадцать первый век. Я теперь с вами. С тобой в том числе. А эти, как их, от «не скучной» скучной классики канонисты или канонщики. Меня не развивают, а консервируют, с уксусом. Сделали каменно-бронзовое изваяние и поклоняются. А понять? Как человека. Не способны.

Расхохотались, чокнулись и еще по капельке за изваяние с уксусом. Простая вещь Air, воздух или полет. Кто и куда летит? А это вознесение, полет на небеса, избавление от бренной телесной оболочки и земных мирских мерзостей. Вот, что за полет. Можно и мысленно туда. А как звучит Air Forse. Воздушные силы! Силищи! Тогда не было электрогитар, ревущих. Желательно, гранж. Вот это был бы не просто полет, а взлет космической ракеты.

С Вивальди тоже смешно. «Под музыку Вивальди, под музыку Вивальди». Хотели вальсок станцевать. А там ночь, дождь, ливень, один мужик напился, упал в лужу, его чуть лошадь не задавила, а у другого мужика прекрасная дама голову отрезала. Тоже плодовитый. Одних «Времен года», немало вариантов. Да и детей тоже настрогал достаточное количество, если детьми оперы называть. Одно слово монах, да еще и рыжий. Очень интересен. Я его не раз использовал и весьма плодотворно.

А как с Антонио связаться? Да я ему передам, он сам тебя наберет. Стали прощаться, вышли на улицу. Чудненько посидели, тиха среда, никто сегодня не играет.

А бывает весьма шумно, даже с мягкими потасовками. Я, сюда заглядываю, чаще всего в образе какого-нибудь танцующего пьяного лоха или такой же дамы. Так проще. Рассмеялся. Хлопнул по плечу. Я ответил. Глыба, ты, глобальная глыба!

Расстались на Украинском, ему влево, мне вправо. Иду и думаю, а не сам ли я себе идиот? Так повелся на Иоганна Себастьяна, интересно, кто же меня так разыграл? И не много то выпил. Тем более, откуда Баху знать, мой мобильный? Меня наберет Вивальди? Хотя, в наше время все возможно. Одет. Как все, джинсы, курточка, вязаная шапочка, кроссовки. Кучерявая копна волос. Парик? Да нет. Волосы свои. Моложе меня. По-русски говорит свободно, даже гэкает по местному. Надо же? Иоганн Себастьян Бах, он же Иван Всеволодович Ручейков?