К нам в детский сад привели мальчика. Он все хорошо слышал, понимал, выполнял просьбы, но сам не говорил ни слова. Ребенок пытался все время обратить на себя внимание. Для этого он отбирал у детей игрушки, девочек дергал за волосы, кусался. Родители детей из группы нервничали, выговаривали родителям мальчика о плохом воспитании.
Бабушки, дедушки и родители ребенка разводили руками, никак не могли объяснить такое поведение.
Все разъяснилось очень просто. Как-то разговорились мы с соседкой мальчика-пенсионеркой. Она причину и высказала. Говорит: «Так ведь не спит он по ночам. Мама ребенка на него часто кричит. Он плачет. Не спит. У него случаются истерики». Такое случалось очень часто. Не выспавшегося ребенка приводили в детский сад. А он нервничал. Не стоило удивляться, что с детьми был агрессивен. У него было общее недоразвитие речи – ОНР.
Оказалось, что мальчика этого водили по врачам и специалистам. Врачи, как принято, назначали успокоительные лекарства. Но лекарства психического воздействия очень нежелательны для маленьких детей. И действуют на нервную систему и поведение ребенка в целом.
Исследование доктора Дина Д Сузы из Anglia Ruskin University (ARU) обнаружило, что сон играет решающую роль в развитии языковых навыков детей. Доктор Д Суза и ее коллеги сравнили размер и характер сна 75 младенцев и детей младшего возраста с нарушениями нервной системы наряду с 30 нормально развивающимися детьми того же возраста.
Исследователи обнаружили, что дети с нормальным развитием спали на 50 минут дольше, чем дети с нервными расстройствами. Также исследование показало, что чем дольше дети с нервными расстройствами спали, тем больше слов они знали. За каждые 10 минут дополнительного сна эти дети понимали значение шести дополнительных слов.
Дети были протестированы с использованием списка из 416 слов, которые обычно осваиваются в раннем детстве, при этом опекун указывал, может ли их ребенок «понять» или «понять и сказать» слово. Только один из 75 детей с нервными расстройствами смог понять, но не сказать все 416 слов. Этому ребенку было 47 месяцев. Девять из 30 обычных детей смогли понять и сказать все 416 слов.
Таким образом роль сна в речевом развитии детей играет решающую роль.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложные расстройства речи, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, как звуковой , так и смысловой. При этом слух и интеллект остаются нормальными.
Поэтому на продолжительность сна стоит обратить внимание. Сон для ребенка очень важен для развития.