МОЯ ПЕРВАЯ «ЮМОРЕСКА»
Все нормальные люди, когда сдают экзамены, особенно вступительные в ВУЗ, стараются мобилизовать все силы, выплеснуть все знания, сконцентрировать внимание, память и волю. А вот я, - когда поступал, делал всё как раз наоборот.
Не подумайте, что я был вундеркинд и, чтобы не прослыть таким, чтоб не выделяться, умерил свой пыл. Нет, причина была немного иная. Если хотите, то я вам расскажу, как "заваливал" экзамены.
Дело происходило давно, в I985-м году, Тогда я закончил школу, решили мы с моим двоюродным братом Игорем, ровесником, ехать поступать не куда-нибудь, а в столицу СССР - Москву, О-хо-хо! Амбиции. Мечты. Дерзость.
Поступали мы в Станкин - Станко-Инструментальный институт. В нём лично меня прельстил факультет робототехники. Потому что я как-то с детства интересовался наукой и техникой, фантастикой, а это из той оперы, как будто. И Игорь также. Да ещё льготы обещали. Но две разницы: Игорь парень городской, и учился получше меня, к тому же.
То, как мы устраивались в общаге поздно вечером и ночевали в Ленкомнате, как жили вдвоём на 3 рубля в сутки, как посещали главные достопримечательности Москвы; то, что нас обманули по поводу срока сдачи экзаменов (ехали-то на подготовительные курсы, а попали сразу к экзаменам) и, якобы, льгот (0 которых там никто не слышал) - всё это отдельная тема, и не очень весёлая.
Расскажу только об экзаменах. Как я их "сильно" сдавал.
Первым был математика письменно. Ну, думал, засыплюсь сразу. Алгебра - моё самое уязвимое место. Поэтому я как-то уже и не сильно нервничал. Будь что будет, выше головы не подпрыгнешь, и – сами виноваты, что надули с подготовительными курсами Написал контрольную за 40 минут, намного досрочней необходимого. Из пяти номеров решил три, в двух из которых не был уверен. Игорь управился за час. Говорит, все решил, в одном сомневается.
Через два насыщенных дня результаты: у обоих "3". Для меня это было удивительно, для него огорчительно.
Но к тому времени я уже вообще расхотел поступать. Да, вот так. Объясню, почему.
Ну, во-первых, ностальгия разыгралась жуткая. Я ж из дому почти никуда не отлучался до этого. А тут так далеко, да ещё и надолго. Заскучал по дому, по маме, по своей солнечной Киргизии. А здесь каждый день дождь.
Вторая причина - экзамены. Впереди, кроме сочинения, ещё физика и математика (устно). А я в них, как уже говорил, - не спец. Очень не спец. Точные науки для меня каторга в тёмном лесу. И я заранее знал, что ни за что не сдам их. Всёж-таки не школа - ВУЗ.
Самое поразительное, что мне данное понимание пришло в голову только тогда, когда приблизился к испытанию вплотную. А раньше-то что думал, на что рассчитывал? Теперь мне это не понять. Романтическая юность, чувства диктуют…
Вот потому-то я и не захотел себя мучать. И следующий экзамен, сочинение по литературе, решил искусственно сделать последним для себя. Зачем позориться, выглядеть жалким тупицей? Гордость взыграла. И заодно избавил мир от непутёвого инженера.
А надо сказать, что литература и русский язык в школе мне нравились (и учительница была прекрасная) и я, без ложной скромности, уж сочинение-то любое мог написать на твёрдую 4. Но, решение принято.
На второй экзамен почему-то явилось гораздо меньше народа. Интересно, сколько же претендентов к последнему останется? А поступит?
Пришли, расселись по одному за стол. И я начал претворять свой гениальный по коварности план. (Игорь, кстати, не был в него посвящён, я не хотел показывать никому свою слабость.)
Для начала я выбрал самую трудную тему из трёх. Если не ошибаюсь, звучала она так: "Характеры главных героев романа-эпопеи "Война и мир". А я, честно сказать, прочёл из этого эпохального произведения 2-3 главы. И из всех уроков не очень усвоил, кто есть кто и чем они отличаются друг от друга (естественно, по характеру) - их там так много.
Нет, если бы хотел, то, не сомневаюсь, на "троечку" я бы набросал общие черты индивидуальностей Наташи, Пьера, Кутузова, народа и т. д. Но…
Что действительно странно, неожиданно для меня самого, с первых же минут работы над сочинением я вдруг решил для начала... изобрести другой почерк.
Минут через двадцать у меня получилась кириллица с новым, усовершенствованным, можно сказать - современным, более простым, но и с более симпатичным в то же время, начертанием. До того, откровенно, писал я как курица лапой (по маминому выражению); хотя и с соблюдением классического, учительского стиля, но получалось коряво. Видимо, традиционный почерк мне не естественен.
А этот… М-м, прелесть. Любо-дорого посмотреть. Буковки кругленькие, аккуратненькие, веселенькие, понятненькие, приятненькие и лёгкие в обращении.
Минут пять я любовался ими. Но пора за дело! Так-так-так… Значит, "Война и мир". Угу-м... Роман-эпопея. Хорошо. Герои…
В общем, целых минут 20-25 я тщательно выписывал характеры всех героев, известных мне. По завершении получился манускрипт аж на полторы страницы. Между нами, чушь несусветная. Но я гордился собой.
На самом деле. Посудите сами.
Какой нужно иметь талант, чтобы скрыть свой талант! Это не менее трудно, чем показывать его, когда его нет. А у меня врождённая способность (вру, конечно, - приобретённо-врожденная) писать практически без ошибок, грамотно, и уметь на бумаге более-менее рассуждать.
Единственно, запятые лишние люблю ставить. Вот. А здесь, помимо того, что заставлял себя писать галиматью, да ещё не сильно при этом распространяясь (что само по себе очень трудно), мне ещё приходилось в словах, в каждом, примерно, пятом, придумывать орфографическии обшибки. Плюс нелепый синтаксис. Помнится, даже изрядно устал. Но страшно был доволен своей выдумкой и тем, что так лихо всё получается. Аж самому иногда смешно было, как в таком-то слове можно сделать ошибку. А ведь делают люди, знаю.
Это был… творческий процесс. Потрудился я гораздо больше некоторых, уверен. А главное, намного оригинальней.
Ну что, черновик готов. Тщательно проверил. Ошибок «не нашёл».
Содержание вполне; ничего себе - полторы страницы. А почерк, вроде, совсем недурён получается. Тренировка показала результат.
Посмотрел на аудиторию. Все усердно пишут, размышляют, вспоминают, некоторые подглядывают в шпаргалки.
И принялся переписывать труд в чистовик. Это заняло 30 минут.
Ах, какие буковки точёные. Как всё ровненько, чистенько, без помарочек. Прелесть. Это сочинение можно в рамочку и на стеночку, как образец.
Снова полюбовался минут пять. Внутренне смеясь над собой, на своим произведением. Представил, как отреагируют экзаменаторы при прочтении. Наверное воскликнут: "О Боже! Какое одаренное невежество!»
Игорь ещё корпел над своими листами. А я самый первый пошёл к столу, где сидели преподаватели, скромно отдал им своё детище и покинул это тихое помещение, кивнув Игорю, что жду в коридоре.
Через два дня список обрадовал меня "двойкой," а Игоря «четвёркой».
Таким образом я избавил себя от позора лично, вживую, показать свою отсталость в точных науках. И закрыл для себя ВУЗ и Москву.
Пока Игорь готовился и сдавал два оставшихся экзамена, я знакомился, одновременно расставаясь, с городом на Москва-реке.
А домой мы с кузеном поехали всё равно вместе, ибо он провалил-таки математику. (Сколько всё же я сберёг нервов и времени!)
Вот так вот мы ездили покорять столицу Родины. Жалко, с одной стороны, а с другой - обидно. За себя, за свою непутёвость, за свои противоречивые желания. Но судьба.
И всё же это было здорово! Десять замечательных дней. Посмотрели Москву, себя показали… ли…
Да, но зато, как ни удивительно, это моё сочинение, как я теперь думаю, оказалось самым моим удачным и главным экзаменом из всех.
Поскольку там, намеренно коверкая слова и мысли (графа Толстого тоже), я, пожалуй, как никогда ранее почувствовал Слово. Ощутил силу и красоту русского литературного языка. И не долее как через 2 месяца начал вдруг баловаться сочинительством, начал пописывать, начал кропать фантастические опусы.
Вот вам и шуточки, вот и баловство. Кто, говорят, хоть раз попробует написать что-нибудь своё, заболевает графоманией на всю жизнь.
Как бы я хотел посмотреть сейчас на то сочинение. Жалко, черновик не сохранил. Вот было бы забавно.
Цветов Сергей