В июне 2017 года в СМИ прошла информация, что Россия завершает производство российско-украинского регионального пассажирского самолета Ан-148 на Воронежском авиационном заводе (ВАСО) после достройки двух последних самолетов. Этому событию предшествовала катастрофа Ан-148 авиакомпании "Саратовские авиалинии" в феврале 2018 года в Раменском районе Подмосковья, когда погиб 71 человек. В связи с этим эксплуатация самолетов Ан-148 во всех авиакомпаниях была приостановлена (сертификат типа судна действовал).
Ан-148 — региональный реактивный узкофюзеляжный пассажирский самолет разработки КБ имени Антонова. Рассчитан на перевозку 80-85 пассажиров на дальность от 2 до 4,4 тыс. км. Приспособлен для посадки на грунтовые аэродромы. Ориентировочная стоимость 15-16 млн долл. Потенциальный рынок этих машин на 2010 год оценивался в 400-600 бортов. Согласно программе производства ОАК, утвержденной в 2007 году, ВАСО с 2013 года планировал выйти на серийный выпуск 36 самолетов Ан-148 в год.
В России по состоянию на 2018 год в эксплуатации находилось порядка 32 самолетов Ан-148, из которых 16 ед. в парке МО и МЧС. В настоящее время - не более 27 (6 бортов - СЛО «Россия», 14 - МО, 2 борта - МЧС России и 5 бортов в авиакомпании «Ангара»).
Проблемы с самолетами Ан-148 начались уже давно. Совместный российско-украинский проект так и не стал коммерчески успешным. Эксперты говорят об убыточности производства и недостаточной эффективности (низкой рентабельности).
Производство Ан-148 убыточно
В реализации программы Ан-148 принимали участие 240 компаний из 14 стран мира. На разработку самолета украина потратила около 360 млн долларов. Производство самолета в России велось на основе лицензионного соглашения. Со стороны России в производстве участвовало 126 предприятий, на которых изготавливались, по официальным данным, 69 % комплектующих самолёта. По другим данным, например, отчету ВАСО, доля российских комплектующих в себестоимости Ан-148 - не более 20%. В производстве также участвуют 34 украинских предприятия, среди которых АНТК им. Антонова, ЗМКБ «Прогресс», ОАО «Мотор Січ», ПО «Южмаш» и др. По оценкам экспертов, доля украинских комплектующих в Ан-148 российской сборки - не более 50%. В то же время, гендиректор АНТК им. Антонова Петр Балабуев в одном интервью, сказал, что "по стоимости 60% поставок комплектующих и материалов будет приходиться на российские предприятия, а до 40% — на украинские". Видимо, все зависит от методики подсчета.
Серийное производство самолётов Ан-148 было налажено на двух заводах — в Киеве и Воронеже (при активном участии лизинговой компании "Ильюшин финанс Ко." - ИФК). Всего было построено 35 серийных самолётов семейства Ан-148/Ан-158, из которых на киевском заводе - 10 единиц. Роль Россия в производстве самолета является ключевой. Во-первых, большая часть Ан-148 должна была производиться на ВАСО. Во-вторых, в конструкции Ан-148 использованы некоторые уникальные технологии, например прессованные панели в крыле, которые изготовляются только в г. Верхняя Салда. По оценке специалистов, переход на другу технологию из толстых катаных плит потребовал бы усиление конструкции, а значит перепроектирование кессона крыла, что значительно увеличило бы стоимость и трудоёмкость изготовления деталей. При замене материалов необходимо заново проводить хотя бы ограниченные испытания на прочность и ресурс.
ИФК занималась поставками комплектующих с Украины, а также продажей Ан-148 в России. На реализацию программы было потрачено почти 25 млрд рублей, из них более 18 млрд выделила ОАК. В 2011 году из федерального бюджета в целях реализации проектов строительства гражданских воздушных судов отечественного производства было выделено 6,0 млрд. рублей, в том числе:
- 3,7 млрд. рублей на финансирование строительства воздушных судов типа Ан-148 на заводе ОАО «ВАСО», а также затрат ОАО «ВАСО» на проектирование и изготовление специализированной оснастки и на приобретение и ввод в эксплуатацию технологического оборудования, используемого при строительстве гражданских воздушных судов.
Из финансовой отчетности ВАСО за 2012 год видно, что средняя себестоимость поставленных в 2012 году Ан-148 выросла примерно на 10%, а общий убыток от производства Ан-148 в 2012 году составил 1165 млн. рублей, средний убыток на один самолёт - 291 млн. рублей. Таким образом, производство Ан-148 на ВАСО генерировало около $10 млн убытков с каждого борта. За январь-сентябрь 2018 года себестоимость производства Ан-148 составила уже 1,4 млрд рублей, превысив выручку от их продаж на 23%.
А что планировали заработать на Ан-148 Украина и АНТК "Антонов"? По данным украинских источников (неофициальных), при производстве в России минимальной серии из 34 самолетов Ан-148 размер роялти АНТК "Антонов" составил бы 33,4 млн долларов, доходы украинских предприятий от поставки комплектующих - 442,6 млн долларов, отчисления в бюджет Украины - 159,6 млн долл. При средней продажной цене Ан-148 в 28 млн долларов Россия должна была отдавать Украине 10-14 млн долларов.
"С каждого самолета, которые они (РФ) у себя выпускают, в Украину идет больше $10 млн., так разве это плохо?» - сказал Дмитрий Кива, директор АНТК "Антонов". " Наш же АНТК получит «роялти» — процент от продаж за свою интеллектуальную собственность, которой является конструкция самолета... порядка 100 млн. долларов за первые 34 самолета, а всего Украина заработает около 350 миллионов" - добавил он.
Неплохо для Украины! Таким образом, в лице нашего производителя ВАСО и российских авиакомпаний украинские "коллеги" имели неплохую "дойную корову".
О том, какую оценку эффективности давали авиакомпании, эксплуатировавшие этот самолет, читайте во второй части ("Почему авиакомпания "Россия" отказалась от эксплуатации самолета Ан-148?").
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал.