Найти тему
Вера Кулишова

Готовимся к ОГЭ по русскому. Вариант сочинения "Что такое героизм?" по рассказу А.Приставкина

(1)Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке
обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся
под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И,
прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский
«мессер», учителя не возмущаются. (4)Они знают, в чём дело.
(5)В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими
глазами. (7)На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по
случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в
дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели
– ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
(10)Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное
чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке
появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.
(11)– Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? –
спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)И старик отвечает:
(13)– Прошёл до Берлина... пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.
(15)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (16)Приходят новички и те, кто
уже много раз слушал дедушку Пешеходова.
(17)– Дедушка Пешеходов, – уже в который раз расспрашивают ребята, – а кто в
первый день войны встретил немцев под Бугом?
(18)– Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.
(19)– А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
(20)– Мои сыновья, Семён и Василий.
(21)– А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
(22)– Мои сыновья...
(23)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
(24)– Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(25)Нет, не собьёшь старика!
(26)– Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и
в его глазах проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из
слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(27)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них спокойно
и достойно.
(28)– А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «Фердинандов»?
(29)– Мои сыновья...
(30)– А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
(31)– Мои сыновья...
(32)– Везде поспевали?
(33)– Везде. (34)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
(35)– Так и не вернулись?
(36)– Так и не вернулись. (37)Спят в могиле.
(38)При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и тогда кто-то из них
решается спросить:
(39)– Где их могила?
(40)Старик распрямляется и сдержанно говорит:
(41)– Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (42)По всей родной земле.
(43)И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах,
детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться,
когда пробьёт назначенный час...

(По А. Приставкину)

Что такое героизм

Героизм – это самоотверженность, самопожертвование в критической обстановке, мужество, способность к совершению подвига.

Я считаю, что героизм проявляется именно в критические моменты. Поэтому много примеров героизма было в период Великой Отечественной войны.

Сыновья героя рассказа А.Приставкина погибли, защищая Родину. Они погибли, как и тысячи тысяч других солдат, которых дедушка Пешеходов тоже считает своими детьми. Поэтому в рассказе о войне он говорит о солдатах, которые встретили немцев под Бугом, в Сталинграде стояли до последнего дыхания, грудью закрывали вражескую амбразуру, на Курской дуге задержали «Тигров» и «Фердинандов», дошли до Берлина и подняли Красное знамя над рейхстагом. В сознании ребят, которые слушали дедушку Пешеходова, солдаты представлялись былинными героями.

Я иногда приезжаю к своим бабушке и дедушке, которые живут в деревне Деньково Истринского района Московской области. Их дом – на Волоколамском шоссе, по которому немецко-фашистские войска в 1941 году шли к Москве, а потом их по этому же направлению погнали назад. Здесь очень много памятников, посвященных героям тех дней. Один из них – Герою Советского Союза Дмитрию Фёдоровичу Лавриненко. Он участвовал в 28 боях, подбил и уничтожил 52 танка. Погиб от осколка мины. Ему было 27 лет. Его прах захоронен в братской могиле в деревне Деньково.

Я считаю, что без героев не было бы победы в Великой Отечественной войне.