Компания Netflix была создана в 1997 для проката и продажи DVD по почте. Просто выбираешь диск на сайте и тебе присылают его домой. Позже компания ввела ежемесячную подписку на безлимитное количество аренд DVD.
К 2006 году компания имела уже 5 миллионов постоянных клиентов. А в 2007 Netflix представила свой онлайн кинотеатр, который навсегда изменил киноиндустрию.
Не так давно, в 2016 году компания вышла на рынок в 190 странах. А по информации на конец 2019 года, количество подписчиков составило 167 миллионов человек. У проектов Netflix несколько премий Американской академии и огромное количество премий Эмми и других.
Конечно, такой успех не мог пройти незамеченным. Крупные (и не очень) компании стали создавать свои сервисы и последнее время они появляются практически со скоростью звука. Самыми громкими за последние время были запуск Apple TV+, Disney + и анонс HBO Max и Peacock от NBCUniversal. Их и Amazon Prime Video сейчас называют главными конкурентами Netflix. Но являются ли они таковыми?
Disney+ ворвалась с бюджетом на контент в 2,5 миллиарда и всей библиотекой фильмов Marvel, Lucas films и Disney, набрав 28 миллионов подписчиков за три месяца. HBO max планирует стартовать с бюджетом в 1,5-2 миллиарда в год и огромной библиотекой уже показанного в эфире контента. Amazon потратили 6 миллиардов за 2019 год на эксклюзивный контент.
Эти цифры кажутся огромными, пока не понимаешь, что за 2019 год Netflix потратил на контент 15 миллиардов и планирует потратить в 2020 17,5…
Но не огромные инвестиции делают Netflix недосягаемым игроком на рынке стриминг сервисов. Есть три основных фактора, которые это обеспечили.
IT компания
Глава Netflix Рид Хастингс не раз заявлял, что они в первую очередь являются IT компанией. Что это значит для пользователя? То, что всё будет работать как надо.
По качеству видео, звука, стабильности работы, удобству интерфейса - компания выбилась далеко вперёд. И в каждом направлении ведётся постоянная работа: разработка новых алгоритмов сжатия, обновление кодеков звука, улучшение интерфейса, внедрение новых функций.
Главная фишка Netflix - рекомендационная система при помощи искусственного интеллекта. Её первые наброски существовали ещё когда компания занималась прокатом дисков. На основе истории просмотров, удержания, впечатления от просмотренного (в конце можно поставить лайк или дизлайк), сервис рекомендует контент и пишет насколько процентов тот или иной фильм или сериал подходит именно тебе.
Никаких отзывов и баллов. Не нужно прислушиваться к чужому мнению. Только то, что понравится конкретно тебе, а не кому-то ещё. Из моего опыта: после двух-трёх месяцев использования работает довольно точно.
После частого просмотра Netflix немного дико пользоваться российскими стриминг сервисами. Удобство использования, интуитивность интерфейса, стабильность - огромные проблемы. Такие сервисы как okko, amediateka, wink, premier очень слабые в этом плане. То не можешь найти список избранного, то кнопку добавления в избранное (даже если ты уже пользовался ей раньше), сервис теряет место в фильме на котором ты закончил, не сохраняет номер серии. И конечно, при сохранении контента на устройство, он занимает в 1,5-2,5 раза больше места при более плохом качестве, чем у Netflix.
Из отечественных сервисов хорошо справляется ivi и активно развивается в правильном направлении КиноПоиск. Видно, что ivi уже не новички на рынке и работают там профессионалы. А КиноПоиск пока ещё слишком молод, но улучшения видны с каждым месяцем.
Что же касается западных сервисов, у Disney+ и HBO MAX другая сильная сторона - они одни из лучших в мире по созданию контента. И денег на разработку хорошего сервиса у них предостаточно. Но философии "пользовательский опыт превыше всего" у них нет. И до уровня Netflix в этом плане они вряд ли доберутся.
Но есть и IT компании на этом рынке. Apple TV и Amazon Prime Video сервисы, которые могут дать тот же уровень взаимодействия с пользователем, что и Netflix. Но, как ни странно, они продают другой продукт.
Основной продукт
Сегодня у Netflix нет ничего, кроме контента. Они не зарабатывают на продаже устройств, товаров или рекламе. Клиент платит за контент и получает контент. Всё.
У Amazon же, например, другая цель. Основная задача сервиса Amazon Prime Video - как можно дольше удержать тебя на сайте Amazon и за это время, используя таргет, продать тебе товар. Amazon продаёт не контент - компания за контент покупает твоё время и внимание. И ты за это платишь.
Это не значит, что контент у них плохой. Просто он создан не как конечный продукт, а как приманка. И этим он может отличаться.
Apple же всеми своими устройствами и сервисами создаёт экосистему. И если ты увлёкся сериалом на Apple TV+, то без устройств Apple смотреть его будет практически невозможно. Когда ты привыкнешь к использованию сервиса, поменять свой iPhone, iPad или MacBook на продукт конкурентов становится намного труднее. Так же, как например, при использовании Apple Watch.
Основная задача apple втянуть и оставить тебя в экосистеме. Что опять же делает контент не конечным продуктом.
Как уже говорилось ранее, Disney+ и HBO Max - другое дело. Их товар - контент. Но это одни самых крупных медиа компаний в мире (HBO принадлежит корпорации WarnerMedia). А это значит, что стриминг сервис никогда не будет их основным бизнесом. Это может привести к тому, что эти сервисы будут лишь дополнением к основным продуктам. Как, например, расширение киновселенных Звёздных Войн и Марвел за счёт сериалов на Disney+. Это больше похоже на привлечение внимание к основным проектам франшизы, чем на самобытный продукт.
В любом случае, Disney и HBO гораздо более опытные в создании контента, чем Netflix. Это нельзя отрицать. При правильном векторе они могут обойти на этом поле Netflix.
Но и вектора у них различаются.
Мировое кино
В 2020 году США наконец признала существование иностранного кино, отдав основные награды Американской киноакадемии Южнокорейскому фильму “Gisaengchung” (“Паразиты”).
Это не удивительно. Во многих странах, таких как Китай, Индия, Южная Корея, Япония, в прокате всё чаще лидируют фильмы местного производства. При этом доходы от проката в таких странах растут с каждым годом.
Медиа корпорации США хотят кусок от этого пирога. И начинают с того, чтобы сделать из Американской киноакадемии - международную.
Но руководство Netflix пришло к этому намного раньше. В 2013 вышел первый сериал собственного производства Netflix - “House of Cards” (“Карточный домик”), а уже в 2015 появился первый не англоязычный контент от Netflix - мексиканский сериал “Club de Cuervos” (“Клуб Воронов”).
В следующем году, когда компания вышла на рынок 190 стран мира - выходит контент Netflix Original Бразильского, Французского и Испанского производства. В 2018 году был вложен один миллиард долларов в контент европейского производства, а до конца 2020 года планируется запустить до 100 новых не англоязычных проектов.
Сегодня Netflix производит и покупает права на международных прокат практически во всех странах мира: Китай, Гонконг, Япония, Южная Корея, Индия, Турция, Франция, Германия, Белгия, ЮАР, Бразилия, Испания, Мексика и других. Контент из этих стран создаётся местными людьми, netflix практически не вмешивается в производство. Поэтому проекты не теряют самобытности и популярны у себя на родине и на международном рынке. Отличным примером является “La Casa De Papel” (“Бумажный дом”) - самый популярный иностранный проект Netflix, третий сезон которого посмотрело 35 миллионов аккаунтов за неделю.
Зрителям вне США начинает надоедать голливудский продукт. Им хочется чего-то родного и при том качественного. Да и американцы стали понемногу узнавать про существования зарубежного кино, которое отличается от того, что делают в их стране.
Общая тенденция понятна. Но Netflix подхватил и развил её гораздо раньше. Ни Disney, ни HBO, ни Apple не планируют ближайшее время иностранных проектов. А когда запланируют - может быть уже поздно.
Недостатки Netflix
Конечно, не может быть всё так хорошо. У Netflix много преимуществ, но есть и недостатки. Для русского человека первый и главный - локализация.
Я видел собственными глазами огромные инсталляции Netflix в крупнейших торговых центрах Стамбула посвящённые сериалу “Umbrella Academy” (“Академия Амбрелла”) и фильму “Irishman” (“Ирландец”). Постеры Netflix есть почти на каждой остановке в центре Стамбула. Всё потому, что Турция является самым крупным в мире экспортером телевизионных передач, а точнее сериалов. Это рынок важный и нужный для развития сервиса.
Но Россия для Netflix небольшой и непонятный рынок. Тут только начинают привыкать платить за контент, и стриминговые сервисы пока не сильно популярны. Поэтому локализация минимальна и для человека с нулевым знанием английского сайт совершенно непонятен. Названия фильмов и сериалов не переведены, поиск на английском. Нет отдельной категории фильмов с переводом или с субтитрами. Можно лишь набрать в поиске “Audio in Russian” и то, покажет не всё. Хотя последнее время почти все новые проекты Netflix старается выпускать сразу с русским переводом и почти для всего добавили русские субтитры.
Если же с английским проблем нет, то появляется вторая проблема - создания стриминг сервисов почти всеми крупными компаниями.
Если в начале истории онлайн кинотеатров было достаточно просто собрать как можно больше фильмов и сериалов разных кинокомпаний, то сейчас без эксклюзивов в стриминге нет смысла. К этому только начинают приходить российские сервисы, пытаясь создавать собственный контент для своих платформ, но на рынке США онлайн кинотеатр без эксклюзивов не выдержит и пары месяцев конкуренции.
Когда основные игроки телевидения и кино, такие как Disney, HBO, CBS, создают свой сервис - они забирают права на трансляцию своего старого контента у других компаний и создают новый эксклюзивный контент. Так, например, Disney забрала у Netflix права на показ фильмов Marvel, а HBO на показ сериала “Друзья” на территории США.
Ты не сможешь посмотреть всё что тебе интересно в одном месте. Ведь много классического и нового контента будет лежать на сервисах своих правообладателей. Что приводит нас к третьей проблеме - цене.
Netflix на территории Европы и в России стоит 10 Евро в месяц за FullHD подписку. Это совсем смешные деньги для жителей преуспевающих западных стран и не такие уж большие деньги для российского зрителя.
Но у меня, например, сейчас одновременно две подписки: на Netflix и КиноПоиск. Вторая для просмотра контента российского производства, а также переведенного - для ребёнка и членов семьи не владеющих английским. Совсем недавно я отказался от подписок Амедиатеки и Wink. Если добавить к этому ещё YouTube Premium, то получает уже неплохая сумма.
Если же говорить о США, то там, чтобы смотреть все самые крупные телевизионные- и кино-хиты нужно подписаться на CBS All Access, HBO Max, Amazon Prime Video, Peacock, Netflix, Apple Tv+ и Disney+. 70-75 долларов в месяц на подписки - не мало. Придётся выбирать, какой контент больше по душе, а от чего стоит отказаться.
Вывод
У Netflix было преимущество по времени и они отлично им воспользовались. Они практически создали рынок онлайн кинотеатров и уже несколько лет задают ему направление.
Пока они в большом отрыве, но крупные корпорации смогут быстро сократить разрыв благодаря активному вливанию средств. Нет сомнений, что Disney и HBO может создавать контент лучше, чем Netflix, в этом у них больше опыта. Тем более в запасе мощные эксклюзивы, такие как нашумевший “Mandalorian” (“Мандалорец”) и новый эпизод сериала “Друзья” с классическим составом. Остаётся только вопрос в стратегии и реализации платформы. Если что-то из этого пойдёт не так - то конкурентами Netflix они так и не станут.
Ну а что касается российских сервисов, они пока в самом начале пути...