Некоторое время назад посмотрела «Мастера и Маргариту» Юрия Кары. Неплохая версия, и хороший подбор актёров (кроме Маргариты, наверное), только очень скомканная. Даже библейская часть, уж даром что там прекрасный Иешуа и отличный Пилат, тоже какая-то обгрызенная.
Но я тут не про кино вообще-то. Это я с кино просто так зацепилась. Я вот тут думала про все вот эти истории про дьявола. Ну как мы в колледже проходили, что дьявол – это очень страшно, просто несчастный Булгаков намучился настолько, что готов был куда угодно, хоть к дьяволу, поэтому и решил его изобразить таким вот «заступником» или «помощником».
Вот сейчас, когда я уже взрослая, мне и правда кажется, что в этих играх с дьяволом есть некое очень коварное коварство.
Вот есть у человека что-то такое очень дорогое для него. Или очень желанное.
Например, что-то, без чего ему жизнь не мила. Или что-то, чего у него нет, но оно могло бы сделать его жизнь намного, намного лучше. Может, я не могу сказать за всех, но думаю, что у многих нас такое есть. Это может быть человек, или предмет, или занятие, или ощущение.
И манипуляции с этим чем-то важным могут сделать человека очень уязвимым.
И, наверное, реальный дьявол как раз бы воспользовался этой возможностью, чтобы заставить человека сделать то, чего делать нельзя.
Для меня такой соблазн – это возможность жить дольше. Не 60 лет. Не 80. Не 100. Жить 200 лет. 300. 500.
Так вот. Допустим, в один прекрасный (и чем прекраснее будет этот момент, тем уязвимее я буду для соблазна) ко мне придёт кто-то и скажет: «Давай ты будешь жить 200 лет, и полноценно жить, в здравом уме и крепком теле, свободным человеком в мире без войны?»
Мне будет очень трудно сказать: «Нет, спасибо». Потому что я хочу этого. На самом деле я хочу этого больше всего на свете, потому что больше всего на свете я люблю жить, а у меня для этого так мало времени, какие-то жалкие 80 лет, и хорошо ещё, если последние 20 из них я не буду существовать в условиях постоянной боли и физической немощи.
И вот не факт, что я откажусь, даже если за это мне придётся заплатить очень высокую цену. Не факт, что мне хватит моральных сил не сделать что-то достаточно подлое или гнусное.
И я думаю, что настоящее дьявольское коварство – это оно и есть.
Искушать человека чем-то для него очень важным, требуя взамен сделать что-то, чего бы ты никогда не сделал просто так.
Неважно, как это относится к Мастеру и Маргарите, скорее всего, никак, потому что их автор не ставил перед такой дилеммой. Просто отправная точка для размышлений о дьявольском искушении.