"Амстердам" Иэн Макьюэн.
Немного об авторе. Полное имя - Иэн Расселл Макьююэн - английский писатель, драматург и сценарист родился в 1948 году. Первую свою книгу - сборник рассказов - опубликовал в 1975 году. Она оказалась настолько удачной, что автору вручили Премию Сомерсета Моэма. В 1980-х годах занимается, в основном, написанием сценариев и пьес. Для своего времени его произведения были достаточно смелы, за что ему доставалось от критиков. Как мне показалось, отсылки к этому есть в романе “Амстердам”, за который Иэн Макьюэн получил Букеровскую премию. Кстати, переводчик романа на русский язык Виктор Голышев получил российскую премию “Малый Букер”.
Википедия говорит нам, что роман этот о дружбе и вечных человеческих ценностях. Но, на мой взгляд, повествование наталкивает на несколько иные мысли и выводы. Да, в центре книги два приятеля, которые считают себя друзьями. Но так ли это? Были ли они когда-нибудь друзьями вообще? Вот на какой вопрос наталкивает книга. Но и это, на мой взгляд, отнюдь не главное, что содержится в романе. В первую очередь я увидел как низко пало человечество, пусть и показано в декорациях западной цивилизации, но не стоит строить иллюзий. Человек в текущем своём состоянии (в большинстве случаев) самолюбивый эгоист, которому, по большому счету, наплевать на всех вокруг. Его заботит только собственное благополучие, собственное величие, каким бы мелким оно на самом деле ни было. А отчего так? Отсутствие стержня. Два приятеля, на описании фрагмента жизни которых строится роман, имели один общий стержень. Благодаря ему они жили, росли, развивались, дружили, в конце концов. Но как только этот стержень был вынут из их жизни - они тут же пошли вразнос и, как итог... Но это лучше узнать из книги.
Моё мнение - автор романа хотел показать насколько человек в строительстве “цивилизованного” мира зашёл далеко. Так далеко, что утратил моральный стержень, на котором держится общество и, в итоге, человечество. Может я сгущаю краски, но впечатление осталось именно такое.
Что касается стиля письма и сюжета - то никаких разочарований. Не так просто, как у Арто Паасилинны, но и не сверхсложно. Зато захватывает. И держит в напряжении, заставляет сопереживать. А это значит, что книга удалась. И значит, её необходимо читать.
Вот что так и не сумел даже приблизительно угадать - почему “Амстердам”. Если у кого есть идеи на этот счет - пишите в комментариях, обсудим.