Некоторые люди говорят: «Я помог компании заработать миллион рублей. Мой вклад в судьбу компании бесценен».
Обычно имеют в виду привлечение крупного клиента через продажи, написание топовой статьи, снятие вирусного видеоролика, упоминание компании в авторитетных СМИ.
Да, все это очень круто. Если не принять во внимание тот факт, что результат работы – это суммарная командная работа, а не результат действий кого-то одного. Например, привели вы крутого рекламодателя в журнал. Он пришел потому, что вы хороший переговорщик, но также он пришел, потому что у журнала уникальная концепция, дизайн, система распространения, сильная редактура, авторитетность, потому что они четко соблюдают сроки выхода. Давайте будем объективными.
Самое интересное, что многие руководители, принимая людей на работу, зачем-то стараются взрастить их больные амбиции, и просят предоставить статистику, какой вклад они привнесли в компанию. Но статистика – вещь субъективная. Например, вы можете сказать, что с моим приходом выручка компании выросла на 30 процентов. А на самом деле окажется, что незадолго до вашего прихода компания сильно потратилась на наружную рекламу, и, чтобы немного окупить расходы, привлекла к работе вас. Постепенно эффективность от наружки стала приносить хорошие заказы, пошли заказы на сотни тысяч, а вы думаете, что это исключительно ваша заслуга. Тщеславие – отличный рычаг управления. Видимо, поэтому его в нашей стране так любят.
Обратная сторона всего этого - в том, что нельзя взять одного человека, и ждать, что он один за всех сделает все, как надо. Он, конечно, может быть мастером на все руки. Но он не сможет, как в случае с каким-нибудь рестораном, стать отличным шеф-поваром, официантом, уборщиком, самому закупать еду только у проверенных поставщиков, самому заказывать оборудование, подходящее под его запросы.
Или так – вы привели крупного корпоративного клиента в ваш интернет-проект. Но вы не можете стать отличным провайдером, чтобы ваш сайт не вылетал из поиска в нужное время, не сможете стать хорошим дизайнером, чтобы знать, где нужно разместить рекламную надпись, не сможете стать маркетологом, чтобы спрогнозировать эффективность, не сможете стать шеф-редактором и гарантировать сроки сдачи вовремя, не можете стать руководителем отдела продаж и поручить ведение сложного проекта менеджеру, который более компетентен в данном вопросе.
На одном из корпоративных тренингов, который я посещала на прошлом месте работы, нас учили, что сотрудник, который занимается продажами, продает три вещи - компанию, продукт и себя. Причем, именно в такой последовательности. Поэтому серьезные люди предпочитают не иметь дел с так называемыми звездами, которые рассчитывают одним своим именем или харизмой что-то продать.
Лучшие продажники - зачастую скромные люди с адекватной самооценкой, многие из них интроверты. Слишком экспрессивные экстраверты могут раздражать, от них люди гораздо быстрее устают.
Не берите на себя слишком много.
Смотрите, какая команда окружает вас.
Сможете ли вы стать единым целым?
Чтобы не остаться потом слабым звеном.
А как вы измеряете эффективность от своей работы?