«Барометром» настроений людей в современной жизни стали социальные сети, и политика - отнюдь не исключение. Виртуальное общение может как поднять репутацию местной власти, так и напрочь ее испортить. «Наша Вологда» решила сравнить интернет-активность мэров двух главных городов области — Вологды и Череповца.
Первое, что бросается в глаза на официальных страницах Сергея Воропанова (Вологда) и Вадима Германова (Череповец) ВКонтакте — огромная разница по числу подписчиков. Череповецкий градоначальник опережает вологодского с разгромным счетом — 9984 «друга» против 5599. Факт сам по себе удивительный с учетом того, что Германов заступил на должность лишь в конце октября прошлого года. Но при изучении обоих ресурсов более внимательно, разница в популярности глав находит свое объяснение.
Возьмем, например, самые свежие темы на страничке Вадима Германова: поиск и поимка вандалов, разбивших ледовые скульптуры у Дворца металлургов, карантин в школах и ситуация с ОРВИ, отчет по уборке улиц от снега, укладка асфальта, исторический экскурс в санитарный поезд, освещение детских садов.
Смотрим у Сергея Воропанова: отчет чиновников администрации города, акция для начинающих журналистов, поправки в бюджет на сессии Гордумы, юбилейные медали для ветеранов, история вологодской долгожительницы и строительство дополнительного корпуса поликлиники. При всем уважении к ветеранам и при всей важности новых зданий для медучреждений — создается устойчивое впечатление, что мэр Череповца продвигает в сети намного более актуальные для горожан вопросы. Как результат - у сообщений Германова – до 90 000 просмотров и по 2000 – 3000 «лайков», тогда как у вологодского мэра за последнее время только новость про хоккей с мячом набрала максимальные 18 000 просмотров, в по количеству «лайков» редкая новость переваливает за 200.
Совершенно по-разному реагируют на сообщения мэров и подписчики. В целом на страничке Воропанова негативных комментариев чуть больше, чем у его коллеги, но Вологду социологи считают более «протестным» городом, так что сам по себе этот нюанс не показателен. Другой вопрос - как идет работа с этим самым протестом. В случае с областной столицей пользователь с ником «Администрация города Вологды», к примеру, может долго и нудно объяснять пользователям причину отсутствия нормальных дорог на окраинах города, в разных вариациях повторяя одно и то же: денег нет, но если будут, то может быть... При этом никаких намеков на то, что признается само существование проблемы. Весь диалог — в духе сказки «про белого бычка». Возмущенные вологжане прямо указывают, что администрация лишь пишет отписки, а реальных дел нет.
На страничке Германова возможностей для свободного обсуждения вопросов куда больше, а самое главное — пользователь «Администрация города» не лезет объяснять все и вся. Но отвечать недовольным как-то нужно, и в череповецкой мэрии нашли оригинальный выход - комментируют все претензии непосредственные исполнители работ. Не убрали снег — оправдывается «Спецавтотранс», проблема с сосульками — пишет департамент ЖКХ. Нельзя не признать, что это очень тонкий и умный ход — чиновники соответствующих ведомств получают порцию народного гнева, а мэр как бы не вмешивается в диалог и остается «третейским судьей». Если потом и вмешается, чтобы исправить ситуацию - будет совсем молодцом в глазах сограждан. Обращает на себя внимание гораздо более корректный подход к диалогу: «учтем, спасибо», «пишите (туда-то), где не убрано, обязательно все сделаем». Не факт, конечно, что действительно сделают, но есть ощущение, что в Череповце местные власти куда меньше боятся ответственности перед народом.
Разумеется, соцсети - не более, чем самопиар обоих глав, а виртуальное пространство далеко не всегда объективно отражает реальность. Однако разница в подходах показательна: в Вологде мэрия побаивается критики и пытается выставить себя всегда правой, в Череповце - спокойно реагирует на острые вопросы и обещает их решить. Какой из этих двух вариантов больше способствует популярности местной власти, ответ очевиден.
Олег Родионов