Чиновники сообщили, что в департамент поступает очень много жалоб от жителей сельских районов - люди недовольны тем, что годами не могут получить лес, полагающийся им по закону для постройки жилых домов. Его у них с помощью простых, но эффективных махинаций отнимают предприниматели, которые не могут ее добыть законным путем.
Используя пробелы в нормативно-правовой базе, малый бизнес год за годом успешно «отжимает» себе лесные ресурсы, предназначенные для населения. Предприниматели заключают негласные соглашения с некоторыми жителями посёлков, сёл и деревень, платят им деньги, а те идут в местные лесничества и подают заявления с просьбой предоставить им лес, необходимый якобы для строительства жилого дома.
Так как древесины бизнесу нужно много, то заявители, как правило, действуют по доверенностям сразу от нескольких граждан. Поскольку все формальные юридические требования в данных случаях соблюдены, лесничество идет им навстречу, и предприниматели благополучно получают требуемое.
В итоге лес, по закону полагающийся физическим лицам, достается предпринимателям, которые его заготавливают и продают, зарабатывая на этом деньги. Между тем, люди, действительно нуждающиеся в древесине, необходимой для улучшения жилищных условий, постоянно остаются ни с чем.
- По доверенности один человек может принести в лесничество до 50 заявлений, - заявил начальник областного департамента лесного комплекса Роман Марков. – Бизнесмен платит одному конкретному гражданину деньги, и тот может позволить себе неделю сидеть у лесничества, чтобы оказаться первым в очереди. Нормальная семья так сделать не может, потому что людям нужно работать. Потом, когда начинается прием документов, этот человек приходит первый с заявлениями сразу по 50 домам - и всё получает. В результате у нас каждый год заключается более полутора тысяч договоров по домам, но такого количества жилья не строится. На индивидуальное жилое строительство идет только 30% выделяемой древесины.
По признанию региональных чиновников, эти злоупотребления носят массовый характер.
В результате противоправные схемы используются предпринимателями очень широко. К примеру, на лесных аукционах по заключению договоров купли-продажи леса для субъектов малого и среднего бизнеса нередко выявляются сговоры.
Конкуренция за древесину очень остра и доходит до того, что на аукционах регулярно происходят конфликты – вплоть до рукоприкладства конкурентов по лесному бизнесу, - из-за чего организаторам периодически приходится обращаться в правоохранительные органы.
Недавно в этой сфере возникла еще одна проблема: многие муниципалитеты области могут остаться без дров в разгар отопительного сезона.
- После проведения аукционов для обеспечения государственных и муниципальных нужд победители аукциона подписывают типовой договор купли-продажи лесных насаждений. Но в этом типовом договоре не установлены ни обязательства о поставке древесины заказчику, ни ответственность за их невыполнение, - подчеркнул Роман Марков. – Соответственно, возникают риски непоставки древесины для муниципальных котельных.
Кроме того, если раньше основными участниками аукционов традиционно являлись предприниматели, которые работают на территории районов, то теперь введенная электронная форма аукционов позволяет участвовать в них всем желающим со всей территории России. При этом можно лишь гадать, кто эти желающие, и какова их надежность как поставщика. Значит, угроза того, что зимой какой-либо из районов области может остаться без отопления, возрастает.
- Это проблема существенная. Риск того, что лес, который продается для муниципальных нужд, не дойдет до потребителя, действительно велик, - заявил первый заместитель губернатора Антон Кольцов. - Нужно выходить с инициативой по изменению законодательства, подключать наших депутатов, сенаторов, потому что это безобразие. Что касается «разборок» в стиле 90-х годов на аукционах для малого и среднего предпринимательства, то их надо прекращать посредством перехода на электронную форму торгов.
С необходимостью менять нормативно-правовую базу согласен и Роман Марков.
- Необходимо передать процедуру заключения договоров купли-продажи древесины с населением на областной уровень и установить контроль за их исполнением, - считает он. – Договор должен быть целевым: человек построил дом и отчитался по итогу, что он построен, а лесники проконтролировали.
Виктор Егоров, фото яндекс