База ВВС Минот, Северная Дакота. Когда в феврале вышел бюджетный запрос администрации Трампа в ядерном сообществе у всех взлетели вверх брови при упоминании ранее неизвестного ядерного боезаряда, указанного в документах как W93. Сейчас Пентагон раскрывает подробности об оружии, чем оно будет заменено и когда оно может быть развернуто. Маркировка боезаряда как W93 имеет важное значение. С момента появления W88 в 1980-х годах все модификации боезарядов были описаны как варианты уже стоящих или стоявших на вооружении, например, работы по модификации нескольких версий гравитационной бомбы B61 и превращения их в новейшую B61-12.
По словам высокопоставленного чиновника Минобороны, причина обозначения боезаряда как W93 исходит из того, что боезаряд в значительной степени является новой конструкцией. «W93 в настоящее время не существует. И поэтому это не просто продление жизни», – сказал чиновник, который дал интервью Defense News на условиях анонимности во время поездки на базу ВВС Минот на прошлой неделе.
В настоящее время в ядерном арсенале США имеются две ядерные боеголовки для баллистических ракет на подводных лодках: с боезарядами W88 и W76. Последняя, которая только что завершила программу продления срока службы, теперь выпускается в двух вариантах: традиционном W76-1 и меньшей мощности W76-2. Тем временем W88 находится на ранней стадии модернизации в рамках программы «продления жизни».
Однако каждая из этих двух систем, скорее всего, потребует дополнительной модернизации через 15-20 лет (после истечения гарантийных сроков), а их плутониевые сердечники станут старыми, даже несмотря на усилия, предпринимаемые под руководством Национальной администрации по ядерной безопасности (NNSA). Учитывая это, Пентагон считает, что сейчас самое время начать разработку будущей замены. «Такие вещи требуют времени. И вот теперь мы начинаем нормальный процесс», – сказал чиновник, – «Сейчас мы начинаем семиэтапный процесс, от разработки концепции до производства и поставки. И мы начинаем его прямо сейчас».
Цель разработки W93 состоит в том, чтобы создать новый боезаряд, основываясь на уже «существующих конструкциях», по словам чиновника. Но кроме этого, все варианты, которые будут работать с ракетой подводного пуска Trident II, находятся на столе. Совет по ядерному оружию (Nuclear Weapons Council), в который входит ряд руководителей Министерства обороны, ведет анализ того, как может выглядеть W93. «Вы можете переместить вторичное устройство туда, где было первичное, переместить это, у вас будут новые обычные компоненты, вы сделаете его более безопасным», – сказал чиновник, – «Разработка боезаряда будет основываться на испытанных в настоящее время конструкциях и компонентах, которые уже есть в запасе. Так будет безопаснее».
Цель правительства состоит в том, чтобы к 2040-му году создать новую конструкцию, которая по своим размерам будет находиться где-то между двумя существующими боеголовками баллистических ракет. Идея «переходной» боеголовки, запускаемой ракетой с подводной лодки, не совсем нова. В бюджетных документах 2020-го финансового года АНБ упоминало «следующую боеголовку ВМС» (Next Navy Warhead), но подсчитало, что оружие не будет нуждаться в финансировании до 2023-го года. Почему агентство сдвинуло сроки на два года вперед, неясно, но это произошло в то время, когда NNSA получило значительное увеличение своего бюджетного запроса, увеличив его почти на 20 процентов от уровня 2020-го финансового года.
В то время как NNSA будет руководить разработкой внутренних частей хранилища, чиновник сказал, что Пентагон будет вовлечен «довольно быстро» с тем, чтобы спроектировать и авиационный боезаряд. С этой целью бюджетный запрос на 2021-й финансовый год включает в себя 32 миллиона долларов для Министерства обороны, чтобы начать работы в рамках программы, стоимостью 480 миллионов долларов, запланированной на будущие годы.
Министерство энергетики еще не опубликовало свой подробный бюджетный запрос в интернете, но на прошлой неделе «Биржевой монитор» сообщил, что NNSA запросило 53 миллиона долларов в 2021-м финансовом году для работы над новой боеголовкой. Департамент старается быть осторожным в описании W93 как «новой программы» в отличие от новой конструкции боеголовки, несмотря на проводимую работу. В то время как чиновник признал, что формулировка вряд ли удовлетворит тех, кто обеспокоен ядерной экспансией. Он был непреклонен в том, что план в настоящее время включает удаление старых боеголовок, поскольку W93 будет входить в ядерный арсенал с тем, чтобы сохранить в запасе текущие уровни ядерных боезарядов. «Мы не ожидаем, что размещение W93 увеличит общий размер стратегических запасов США. Исходя из текущих прогнозов, введение W93 в арсенал будет компенсировано соответствующим сокращением старых систем оружия», – сказал чиновник, – «Так что это большое дело».
Это может означать снятие с вооружения либо W76-1, либо W88, но может также включать в себя снятие резервных боеголовок и их демонтаж. Чиновник подчеркнул, что компромисс обсуждается по мере развития программы, отметив, что «нам не нужно сегодня решать, выводить их состава арсенала или нет». Кроме того, нет никакого плана проведения ядерных взрывных испытаний для W93.
Кингстон Рейф из Ассоциации по контролю над вооружениями спрашивает, почему W93 должен начаться сейчас, через год после завершения реконструкции W76 и на два года раньше, чем было предсказано ранее в бюджетных документах. «У NNSA и так слишком много работы, чтобы ее поддерживать. Ускорение разработки еще одной чрезмерно амбициозной программы только усугубит эту проблему», – сказал он.
Рейф также выразил скептицизм по поводу того, как много можно извлечь из существующих технологий при разработке новой конструкции боеголовки. «Утверждение о том, что боеголовка основана на существующих конструкциях, не обеспечивает большого комфорта, учитывая значительные изменения, которые предполагается внести», – сказал Рейф, – «Хотя я верю администрации на слово, что она не планирует возобнлвлять ядерно-взрывные испытания боеголовки, масштаб рассматриваемых изменений может вызвать озабоченность по поводу надежности боеголовки и увеличить давление для проведения испытаний в будущем».
Чиновник сказал, что NNSA и Минобороны ожидают ответного удара, особенно учитывая тот факт, что W93 является первой новой конструкцией боеголовки за последние десятилетия. Таким образом, ближайшая цель департамента будет состоять в том, чтобы убедить про-оборонных демократов, что сейчас самое время начать проект. «Мы это обсудим», – сказал чиновник, – «Но это очень долгий процесс, и мы хотим начать его сейчас».
Аарон Мета