Родился я в знаменитом роддоме на Арбате практически рядом со станцией метро "Арбатская". Дошкольное детство я провел близ станции метро "Сокол", а самые весёлые годы - школьные - я прожил в пяти минутах ходьбы от станции "Преображенская площадь". Затем я жил в Тёплом стане, когда ещё самой близкой к этому спальному району была станция "Калужская". Потом я переехал в Лефортово и жил между станциями метро "Авиамоторная" и "Электрозаводская", за этим наступило время моей жизни в Марьино, ближайшей к которому была тогда станция "Текстильщики". И наконец я перебрался ближе к станции "Красногвардейская". Правда я и оттуда уехал, но уже за город. Как вы уже догадались, речь пойдет о московском метро, поскольку вся моя жизнь - жизнь коренного москвича, которых осталось сегодня не так уж и много - тесно связана с таким удивительным и особенным миром - миром московского метро.
Первое своё знакомство с метро началось у меня, когда мне было года четыре. Я хорошо помню, что мы вместе с мамой и моей сестрой куда-то ехали и я отчаянно боялся потеряться или не успеть войти в вагон до закрытия дверей, и даже упасть на эскалаторе. Но в памяти также осталось ощущение праздника от гулких мраморных коридоров, стремительных поездов и невероятно красивых светильников. Я помню, как замирал дух от ветра, который гнал поезд перед собой и от запаха креозота, которым тогда пропитывали деревянные шпалы. Потом я хорошо помню, как уже меня - семилетнего первоклассника - мама везет на ёлку в Кремль. Тогда ёлки проходили в Георгиевском зале Кремля. Станция метро называлась тогда "Проспект Маркса", но к Кремлю мы выходили через потрясшую меня станцию "Площадь революции". Там меня восхитили огромные бронзовые скульптуры и светильники, которые я и сегодня с интересом разглядываю, попадая время от времени на эту станцию.
Позже, когда уже построили станцию "Преображенская площадь" я уже совершал самостоятельные поездки. Сначала я ездил в музыкальную школу на "Красносельскую". Однако временами я прогуливал занятия и вместо них катался на метро два с половиной, а то и три с половиной часа. В то время я и изучил подробно практически все линии московской подземки. Это для меня было настоящим путешествием с приключениями.
Метро для москвича и сегодня является некой постоянной величиной, которая существовала всегда, а для нас - людей того времени - это ощущение усиливалось ещё и тем, что проезд в метро ВСЕГДА стоил 5 копеек. Но если деньги по какой-то причине у тебя отсутствовали, то добрый контролёр у турникетов мог пропустить тебя и бесплатно. Такие случаи были! В этот момент срабатывала фраза: "Ну, войдите в положение! Ну, забыл я деньги дома! Ну, пустите, ведь мы же все советские люди!". И ведь пускали! А ещё у метро всегда можно было купить мороженное, газеты, сигареты, посмотреть киноафишу, позвонить из телефона-автомата и, наконец, попить воды из автомата из гранёного стакана, которые тоже в нормальном количестве стояли там же. (Правда, чем взрослее я становился, тем меньше стаканов было у автоматов, а потом они совсем исчезли. Автоматы постояли какое-то время и тоже исчезли!)
Я завидовал людям, которые работали в метро, носили форму, знаки различия и фуражки. Особенно мне нравились молодые девушки-дежурные по станции в фуражках с красным верхом, (а позже в красных шапочках - беретках,- таблетках и просто пилотках)) да ещё и с круглыми пластиковыми сигнальным "жезлом" в руках.
Однажды, когда я ехал в первом вагоне, на "Комсомольской", к помощнику машиниста, который всегда выходил на перрон и контролировал вход и выход пассажиров , вдруг подбежала тонкая белокурая девушка в черной форме и в фуражке с красным верхом и буквально повисла у него на шее. Они долго целовались прямо у всех на виду, да так, что и у него и у неё на перрон упали фуражки. Надо понимать, что целоваться на людях, да ещё в метро тогда в далеком 1967 году было не принято. Тогдашние моральные нормы весьма строго относились даже к умеренно коротким юбкам. Секса-то у нас в Советском Союзе, как известно, не было! Поэтому весь вагон буквально замер от такой откровенности! Наконец поезд зашипел, помощник машиниста запрыгнул в кабину, она махнула рукой, подняла и надела свою фуражку, а вторую взяла за козырёк, высоко подняла руку и помахала ,что-то крикнув, пытаясь перекрыть шум разгоняющегося поезда. Пассажиры, наблюдавшие эту сцену, затаив дыхание, удовлетворенно вернулись с своим газетам, а одна тётка модного вида сказала с улыбкой, как бы успокаивая всех:"Она ему фуражку на обратном маршруте передаст!". "Конечно!"- в тон ей ответил её сосед. И мне показалось, что у всех вдруг появилось хорошее настроение. И ко меня тоже пришло хорошее настроение, хотя я в этот момент я нагло прогуливал музыкалку и совесть, конечно, же меня грызла!
И я подумал, что мне как раз хватит времени для симуляции посещения занятий, чтобы увидеть, как же она будет ему передавать фуражку на обратном пути. Всё равно мне надо было возвращаться на "Преображенку", ну заодно уж досмотрю этот сюжет до конца.
В те времена стекло двери в кабину машиниста всегда было закрашено краской. Уж и не знаю, как это получалось, но очень часто, где-нибудь на уровне глаз изнутри кабины была расковыряна маленькая , а иногда и не очень, дырочка, через которую было интересно наблюдать, как поезд летит в тоннеле, выезжает на станцию, как ведёт себя экипаж во время движения поезда, ну и вообще интересно!
Ну, вот, приняв решение отследить эту историю до конца, я приник к дырочке и так и доехал до "Юго-Западной". Экипаж, передав "ключ" перегонщику, направился к первому вагону к центру. Я вошёл в первую дверь первого вагона и начал своё путешествие обратно. Здесь на моё счастье тоже была дырочка в краске на двери и я мог наблюдать путешествие глазами экипажа. Конечно же без приключений и происшествий я доехал до "Комсомольской", где осталась фуражка влюбленного помощника машиниста.
И вот, поезд вылетает на станцию, и я в свою дырочку в стекле двери вижу, как откуда-то из под центральной лестницы станции "Комсомольская" выбегает белокурая девушка в черной форме и фуражке с красным верхом и, сломя голову, бежит к первому вагону от центра. Я вижу, что помощник машиниста уже открывает дверь, поезд останавливается. Парень выпрыгивает на платформу, а девушка опять бросается ему на шею, и они начинают целоваться, как говорили тогда взрослые, как во французских фильмах! Она с закрытыми глазами надевает ему фуражку. Ещё несколько мгновений и поезд начинает шипеть, двери с грохотом закрываются, парень вскакивает в кабину и надетая набекрень фуражка опять падает на перрон. Секунда и поезд начинает движение. Девушка ловко подхватывает упавшую фуражку за козырёк высоко поднимает руку, что-то кричит и поезд с характерным воем скрывается в тоннеле.
Мне было приятно, что девушка оправдала мои ожидания, а ещё мне было очень приятно, что эта история не закончилась! Я ехал и думал, что я доеду до своей родной "Преображенки", и приду домой, и начну делать уроки и другие свои дела. И время будет идти как всегда, а где-то под землёй парень без фуражки будет вести в темноте тоннелей свой экспресс на встречу со своей любимой девушкой. И каждый час строго по расписанию они опять и опять будут обнимать и целовать друг друга пару мгновений пока не закрылись двери. И это будет происходить всегда!
И сегодня каждый раз, проезжая станцию "Комсомольская", я всегда смотрю на перрон, и мне кажется, что я опять вижу, как, ловко пробираясь через толпу, тонкая белокурая девушка в черной форме в фуражке с красным верхом бежит на каблуках по перрону, размахивая черной фуражкой в высоко поднятой руке, а у первого вагона поезда стоит веселый парень с распахнутыми для объятий руками. А может быть мне это и не кажется?! -0- #рассказы, #метро, #любовь, #поцелуй, #иванов,