Найти тему
Русский сталкер

Рекламные вывески: могут ли жильцы заработать на использовании общедомового имущества?

Информационная вывеска
Информационная вывеска

Сложно представить себе жизнь современного мегаполиса без рекламных конструкций, многие из которых расположены на стенах, крышах и ограждающих конструкциях многоквартирных домов. Кому-то из жильцов данная реклама кажется полезной, кого-то раздражает, но при этом большинство москвичей даже не догадывается, что данная реклама может приносить доход.

Дело в том, что в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в жилом здании, не являющиеся частями квартир, в том числе ограждающие, несущие и не несущие конструкции данного дома.

Иными словами, стены, крыша и ограждающие конструкции многоквартирного дома являются собственностью жильцов, право распоряжаться которыми принадлежит общему собранию собственников помещений в качестве органа управления многоквартирного дома (Статья 44 Жилищного кодекса РФ).

При этом к прерогативе общего собрания жильцов относится право передачи в пользование сторонним организациям общего имущества жилого здания. На практике это означает, что размещение рекламных конструкций на стенах, крыше или ограждающих конструкциях многоквартирного дома допустимо лишь при получении согласия общего собрания жильцов дома, которые вправе взять плату за предоставление данного разрешения.

В то же время необходимо учитывать, что не любая вывеска является рекламой. Названия магазинов, парикмахерских и других коммерческих организаций, расположенных в многоквартирном доме, если они находятся не выше второго этажа, являются не рекламными, а информационными вывесками. В частности, данные о компании или предпринимателе, а также реализуемых ими товарах, работах или услугах, размещенные на вывеске, не относятся к рекламе при выполнении нескольких обязательных условий. Данная вывеска имеет целью информирование, а не привлечение внимания; размещена вблизи магазина или офиса, в котором непосредственно происходит торговля, оказание услуг, выполнение работ. Информация расположена в одном месте, в ней нет дополнительных графических объектов кроме торговых знаков или средств индивидуализации. На размещение подобных информационных вывесок согласия общего собрания жильцов не требуется.