2.20.
Страна: Ирландия
Производитель: Мастерские кавалерийского корпуса
Шасси: Leyland Terrier Т.Е.2
Год производства: 1934
Произведено: 1+3
Боевая масса 8-10 тн
Экипаж: 5
Бронирование: 7 (10) мм
Вооружение: 2x .303 Hotchkiss Machine Gun
Двигатель: 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, 80 л.с.
Колесная формула: 6×4
Став "суперчемпионом" Первой мировой войны Ирландия, победив победителя Великобританию, даже получила собственные броневые силы, которые включали в себя бывшие в эксплуатации бронеавтомобили, в том числе семь относительно новых броневых Пирлесов с бронекорпусами "русского заказа" от Austin. Когда в первой половине 30-х годов шасси окончательно износились рачительные ирландцы решили скрестись старые бронекорпуса с новыми шасси. В итоге бронеавтомобили Austin продолжили жить в виде башни и бронелистов на новых ирландских броневиках на шасси Лейланд.
Руководство Кавалерийского корпуса Ирландии решило переставить бронекорпуса «Пирлессов» на шасси более современных и мощных грузовиков. В качестве шасси выбрали Leyland Terrier Т.Е.2 - 3-х тонный 3-х осный армейский грузовик. На задние оси можно было одеть гусеницы «Оверолл». Проектирование и производство началось и 1931 и не шатко не валко шло до 1934 года. К этому времени все Пирлессы были разбронированы, корпуса и башни бережно хранились на складах. Только в 1934 году в мастерские прибыло первое шасси, подготовленное для бронирования на заводе Лейланд. Так как шасси было более длинное фактически вся передняя часть перед башнями были полностью переделаны. Но боковые двери и формы корпуса в районе башен выдавали прародителя. Еще одним изменением было размещение башен по диагонали, как на Остинах русского бронирования, ирландцы то ли подсмотрели решение у Остин-Путиловцев, то ли самостоятельно пришли к одинаковым с российскими военными выводам.
10 сентября 1934 года первый бронеавтомобиль ирландского производства был выпущен за ворота мастерских. Только 12 марта 1935 следующего года он был представлен офицерам 1-го эскадрона бронеавтомобилей. Отнюдь не маленькая машина еще и вооруженная двумя пулеметами винтовочного калибра сразу вызвала многочисленные вопросы, и если со стороны шасси и бронирования их не было, то откровенно слабое вооружение уже не удовлетворяло военных. В Ирландии не было не технологий, ни заводов, которые могли бы выпустить для них современные башни. И здесь рачительные ирландцы схитрили, в комплекте с 2-мя танками L60 у шведов купили еще дополнительно 4-ре башни к этим танкам с 20-мм пушкой и спаренным пулеметом. Вот эти башни и поставили еще на три шасси, бронированных с использованием шасси Лейланд и бронекорпусов Остин. Первый бронеавтомобиль ZC 773 то же перевооружили на новую башню. В итоге всех этих переделок осталось от первоначальных Остинов наверно только несколько бронелистов. Но тем не менее машины можно смело называть наследниками "Русских Остинов". У первого БА Лейланд ZC 773 при переделке, законченной к июлю 1937 даже частично сохранились спонсоны.
Еще три «Лейланда» A.L.V. 1, уже изначально построенных с новыми башнями вошли в состав бронесил ирландской армии к середине 1939 года. И хотя машины были неплохими, но итоговая стоимость превзошла все ожидания и больше в маленьком островном государстве не экспериментировали, сразу купив очень близкие по размерам и конструкции БА «Ландсверк» L180. В 1957 году машины модернизировали, заменив двигатель на 8-ми цилиндровый 155-сильный Ford 317, коробку передач и в очередной раз переделав бронекорпус.
Окончательно машины сняли с вооружения в 1983 году. И если самый первый бронекорпус отправили на слом, то ZC 774 обменяли в Бовингтон, ZC 776 попал в музей в Хауте (Ирландия), а ZC 775 стоит в ангаре. И возможно в их броне есть листы выпущенные по русского заказу в 1917 году для бронеавтомобилей Остин 4-й выделки.
Но и на этом история не закончилась. Ведь броневиков Пирлесс было в ирландской армии семь, значит башен 14. И они ждали своего времени с пулеметами «Гочкис». В 1940 году их использовали их при постройке 14 БА Ford Mk.V, прослуживших до 1954 года.
Источник:
Юрий Пахмурин "В Ирландии «Лейланд» —это не только автобус" Военная кампания №3’2017
тот же материал: https://modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/tot-kotoryj-ne-strelyal