Найти тему
Remont1969

2.20. Броневики русского типа. Часть 13. Leyland Armored Car. 1934. Экономия без экономии. Каннибализм по ирландски.

Leyland Armored Car. 1934.
Leyland Armored Car. 1934.

2.20.

Страна: Ирландия

Производитель: Мастерские кавалерийского корпуса

Шасси: Leyland Terrier Т.Е.2

Год производства: 1934

Произведено: 1+3

Боевая масса 8-10 тн

Экипаж: 5

Бронирование: 7 (10) мм

Вооружение: 2x .303 Hotchkiss Machine Gun

Двигатель: 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, 80 л.с.

Колесная формула: 6×4

Став "суперчемпионом" Первой мировой войны Ирландия, победив победителя Великобританию, даже получила собственные броневые силы, которые включали в себя бывшие в эксплуатации бронеавтомобили, в том числе семь относительно новых броневых Пирлесов с бронекорпусами "русского заказа" от Austin. Когда в первой половине 30-х годов шасси окончательно износились рачительные ирландцы решили скрестись старые бронекорпуса с новыми шасси. В итоге бронеавтомобили Austin продолжили жить в виде башни и бронелистов на новых ирландских броневиках на шасси Лейланд.

Руководство Кавалерийского корпуса Ирландии решило переставить бронекорпуса «Пирлессов» на шасси более современных и мощных грузовиков. В качестве шасси выбрали Leyland Terrier Т.Е.2 - 3-х тонный 3-х осный армейский грузовик. На задние оси можно было одеть гусеницы «Оверолл». Проектирование и производство началось и 1931 и не шатко не валко шло до 1934 года. К этому времени все Пирлессы были разбронированы, корпуса и башни бережно хранились на складах. Только в 1934 году в мастерские прибыло первое шасси, подготовленное для бронирования на заводе Лейланд. Так как шасси было более длинное фактически вся передняя часть перед башнями были полностью переделаны. Но боковые двери и формы корпуса в районе башен выдавали прародителя. Еще одним изменением было размещение башен по диагонали, как на Остинах русского бронирования, ирландцы то ли подсмотрели решение у Остин-Путиловцев, то ли самостоятельно пришли к одинаковым с российскими военными выводам.

Leyland Terrier Т.Е.2
Leyland Terrier Т.Е.2

10 сентября 1934 года первый бронеавтомобиль ирландского производства был выпущен за ворота мастерских. Только 12 марта 1935 следующего года он был представлен офицерам 1-го эскадрона бронеавтомобилей. Отнюдь не маленькая машина еще и вооруженная двумя пулеметами винтовочного калибра сразу вызвала многочисленные вопросы, и если со стороны шасси и бронирования их не было, то откровенно слабое вооружение уже не удовлетворяло военных. В Ирландии не было не технологий, ни заводов, которые могли бы выпустить для них современные башни. И здесь рачительные ирландцы схитрили, в комплекте с 2-мя танками L60 у шведов купили еще дополнительно 4-ре башни к этим танкам с 20-мм пушкой и спаренным пулеметом. Вот эти башни и поставили еще на три шасси, бронированных с использованием шасси Лейланд и бронекорпусов Остин. Первый бронеавтомобиль ZC 773 то же перевооружили на новую башню. В итоге всех этих переделок осталось от первоначальных Остинов наверно только несколько бронелистов. Но тем не менее машины можно смело называть наследниками "Русских Остинов". У первого БА Лейланд ZC 773 при переделке, законченной к июлю 1937 даже частично сохранились спонсоны.

Майор Лоулесс и капитан О’Хэнлон у первого однобашенного «Лейланда» (лагерь Килворт, май 1938 года)
Майор Лоулесс и капитан О’Хэнлон у первого однобашенного «Лейланда» (лагерь Килворт, май 1938 года)
«Лейланд» A.L.V. 1 до модернизации 1957 года
«Лейланд» A.L.V. 1 до модернизации 1957 года

Еще три «Лейланда» A.L.V. 1, уже изначально построенных с новыми башнями вошли в состав бронесил ирландской армии к середине 1939 года. И хотя машины были неплохими, но итоговая стоимость превзошла все ожидания и больше в маленьком островном государстве не экспериментировали, сразу купив очень близкие по размерам и конструкции БА «Ландсверк» L180. В 1957 году машины модернизировали, заменив двигатель на 8-ми цилиндровый 155-сильный Ford 317, коробку передач и в очередной раз переделав бронекорпус.

-5
-6

Окончательно машины сняли с вооружения в 1983 году. И если самый первый бронекорпус отправили на слом, то ZC 774 обменяли в Бовингтон, ZC 776 попал в музей в Хауте (Ирландия), а ZC 775 стоит в ангаре. И возможно в их броне есть листы выпущенные по русского заказу в 1917 году для бронеавтомобилей Остин 4-й выделки.

Но и на этом история не закончилась. Ведь броневиков Пирлесс было в ирландской армии семь, значит башен 14. И они ждали своего времени с пулеметами «Гочкис». В 1940 году их использовали их при постройке 14 БА Ford Mk.V, прослуживших до 1954 года.

Источник:

Юрий Пахмурин "В Ирландии «Лейланд» —это не только автобус" Военная кампания №3’2017

тот же материал: https://modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/tot-kotoryj-ne-strelyal

Авто
5,66 млн интересуются