Найти тему

Почему столь низок уровень науки и образования в промышленных отраслях России

Никого не удивишь тем, что во многих отечественных промышленных отраслях крайне низкий уровень развития науки и образования. Почему так произошло и почему практически ничего не меняется к лучшему попытались проанализировать ученые инженеры-геологи Евгений Пашкин и Михаил Захаров, работая над стратегией развития инженерных изысканий в строительстве.

Дело в том, что по их мнению, большую роль в промышленности в последние десятилетия играют частнособственнические корпорации и компании, тесно связанные с международными монополиями. Этот центр принятия решения заинтересован, прежде всего, в развитии горнодобывающего кластера, почти полностью находящегося в частной собственности. Основным вызовом для него является истощение запасов по основным видам минеральных ресурсов и необходимость в том или ином виде в ближайшей перспективе развивать только то, что завязано на горнодобывающий кластер.

В этом отношении ситуация развивается таким образом, что частные компании стали использовать мировой опыт проектирования и строительства, инвестировать в модернизацию производств и обслуживающих предприятий, оптимизировать производственные цепочки, двигаться ближе к потребителю, развивать дистрибуторские сети. Однако рассчитывать на решающее вложение частного капитала в решение проблем образования, науки, техники и технологий в ближайшей перспективе не приходится. Тем более, что государство и не стимулирует вложение частных инвестиций по таким направлениям, а крупный бизнес понимает, что развитие горного кластера в России гораздо сложнее, чем в других странах, – нет инфраструктуры, холодно, далеко, в общем ландшафтно-климатические условия не располагают, а требуют громадных вложений.

Кроме того, следует учитывать кризисные явления в мировой и отечественной экономике, особенно кризис 2008–2009 годов, когда стало ясно, что докризисная модель роста 1999–2008 годов, основанная на потребительском спросе, себя исчерпала и потребовалось переходить на инвестиционную модель и принимать трудные политические решения.

К настоящему моменту ясно, что отечественная экономика из кризиса вышла в тупик. Разработанная экспертами стратегия развития страны до 2020 г., по оценкам Центра стратегических разработок, была выполнена лишь на 29% (см. спецпроект «Ведомостей» и «Эксперта РА» Российская экономика 19992019). Ситуация в корне ухудшилась в 2014 году, когда были введены санкции против России и ответные санкции, произошли девальвация рубля, переход ЦБ к режиму плавающего курса рубля и начало рецессии. По прогнозу Минэкономразвития, с 2021 г. темпы роста экономики превысят 3%, но большинство экспертов в это не верят. Только один из 25 аналитиков, опрошенных ВШЭ, надеется на 3%-ный рост ВВП, и то лишь в 2024–2025 г.г. (см. спецпроект «Ведомостей» и «Эксперта РА» Российская экономика 19992019).

В такой обстановке рассчитывать на повышенное внимание к проблемам науки и образования, особенно в такой сфере, как инженерные изыскания, не имеющей прямого отношения к добыче ресурсов, со стороны частных компаний не приходится.

Подробнее читайте в бесплатном электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ