Что может быть больнее разбитого сердца? Известно, что плохое расставание вызывает целый ряд психологических и физических симптомов, от тошноты и бессонницы, и до клинической депрессии. В более экстремальных ситуациях синдром разбитого сердца- это когда сердце человека перестает правильно качать кровь после эмоционального шока и может привести к смерти.
К счастью, недавние прорывы говорят о том, что мы скоро сможем победить и его. В марте испанское исследование показало, что пропофол, седативное средство, используемое для анестезии, в состоянии приглушить болезненные воспоминания, которые приходят с разбитым сердцем. Участникам вводили препарат сразу же после того, как они вспоминали печальную историю, и, когда их просили повторить ее через 24 часа, они обнаруживали, что воспоминания были менее яркими.
Основная цель исследования состояла в том, чтобы облегчить симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), но, по-видимому, существует возможность использования препарата для подавления других тревожных воспоминаний. Неожиданная потеря, такая как разбитое сердце, также может быть травматичной, и некоторые люди сообщают о подобных симптомах.
Доктор Брайан Стрейндж, который руководил исследованием, говорит: "сочетание анестезии с пробуждением эмоционально заряженной памяти ухудшает ее последующее воспоминание. Нам нужно будет вывести набор критериев, которые идентифицируют людей, для которых это хорошо работает, и где польза оправдывает риск анестезии. Вполне могут быть и такие, для кого разбитое сердце настолько удручает, что критерии выполняются.”
В прошлом году была выпущена волна приложений, таких как Mend, RX Breakup и Break-Up Boss, обещающих руководство, советы и отвлекающие действия, чтобы помочь успокоить боль разбитого сердца. Это высокое обещание, но оно, по-видимому, основано на логике: исследование в 2017 году показало, что подобные упражнения в стиле тренировки мозга могут помочь обуздать неловкое или импульсивное поведение после разрыва и укрепить самоконтроль.
Хелен Фишер-биолог-антрополог, которая провела более четырех десятилетий, изучая влияние любви на человеческий мозг. Ее исследование, проведенное с помощью функциональной МРТ-томографии, выявило поразительное сходство между потерей любимого человека и преодолением зависимости.
“С разбитым сердцем никто не выходит живым", - говорит она. "Изучив людей, отвергнутых в любви, мы обнаружили активность в областях мозга, связанных с жаждой и одержимостью, а также в прилежащем ядре, основной фабрики зависимостей, таких как азартные игры и злоупотребление наркотиками.
“Мы также обнаружили активность в регионе, связанную с физической болью, и тревогу, которая идет вместе с физической болью. Это очень мощная реакция мозга.”
Выводы Фишера повторяет Барбара Саакян, профессор клинической нейропсихологии в Кембриджском университете. Она недавно запустила Decoder, приложение для тренировки мозга, которое утверждает, что эффективно отвлекает влюбленных и улучшает навыки концентрации.
"Любовь очень затягивает", - говорит Саакян. “Это похоже на то, что ваша система вознаграждения активируется этим человеком. Если они покидают вас, вы должны избавиться от этой привычной, навязчивой потребности видеть их, писать им и слышать их голос ... лучший способ сделать это-отвлечься и использовать свое время другими способами.”
Предлагаются и другие, более противоречивые методы лечения, такие как десенсибилизация и переработка движений глаз (ЭМДР) и нейрофидбэк. Последний был высоко оценен рэпером Dessa в прошлом году, который попробовал терапию после того, как наткнулся на исследование Фишера в интернете.
"Зная, что существует надежная сигнатура мозговой активности, связанной с романтической любовью, я задалась вопросом, есть ли способы измениться", - говорит Десса, которая изо всех сил пыталась перерезать пуповину в отношениях, длившихся 14 лет с мужчиной, которого она называет X.
Целью нейрофидбэка является "переобучение" мозговых волн и минимизация нежелательной активности с помощью электроэнцефалографии. Испытуемые носят колпачок из электрических проводов, который отслеживает мозговые волны и преобразует их в звуковые или визуальные сигналы. Хотя в научном сообществе лечение все еще рассматривается как экспериментальное, ранние, небольшие тесты показали, что оно может облегчить симптомы депрессии, а также СДВГ и ПТСР.
Десса пробовала лечение в течение девяти сеансов, чтобы увидеть, может ли оно остановить ее романтическую одержимость. Результаты, по ее словам, были положительными. “Я чувствовала себя менее навязчивой и зацикленной", - говорит она. “Когда я снова увидел икса, у меня уже не было такого прилива адреналина.”
Она быстро добавляет, что для мониторинга других переменных, которые могут быть ответственны за результат, потребуется больший размер выборки. “Может быть, это было просто плацебо, но я заметила изменения”, - говорит Десса.
Переобучение мозга с помощью электрических проводов - это не для всех. Брайан Эрп, исследователь в области психологии, философии и этики из Оксфордского университета, считает, что более простое химическое вмешательство – или “биотехнология против любви”-скоро будет легко доступно для людей, борющихся с потерей партнера.
"Самое страшное, что биотехнология анти-любви уже здесь", - говорит он. "Это происходит как побочный эффект используемых в настоящее время лекарств, но западная медицина не склонна систематически изучать межличностные эффекты обычных лекарств, поэтому у нас мало представления об истинных масштабах проблемы.
"Но на основании многочисленных отчетов о случаях заболевания, подкрепленных фармакологическими и нейробиологическими исследованиями, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина [SSRIs, распространенный тип антидепрессанта] иногда могут оказывать "притупляющее" влияние на способность людей заботиться о чувствах других – включая их романтических партнеров.”
Эрп подчеркивает, что СИОЗС часто может быть полезен для отношений, если депрессия вызывает проблемы между парой. Но, похоже, они также могут помочь приглушить депрессию, которая может последовать за неудавшейся.
И Эрп, и Фишер быстро указывают на этические проблемы современной биотехнологии борьбы с любовью. Если лекарство от разбитого сердца будет выпущено на рынок и разработано – что, по их мнению, когда – нибудь вероятно, - есть опасения по поводу того, как оно будет использовано и кем. - Может быть, наркотики однажды будут использованы, чтобы намеренно разорвать романтические узы?- спрашивает Эрп. “Нам нужно будет согласовать этические рамки для рассмотрения таких дел.”
Кроме того, любое вмешательство в эмоциональную память может привести к дальнейшим осложнениям. Мы часто учимся на своих ошибках; что хорошего, если мы просто блокируем их?
” Многие из наших неприятных воспоминаний помогли нам, как отдельным людям, так и обществу, соответствующим образом скорректировать наше будущее поведение", - говорит Стрейндж. Однако, добавляет он, такие методы лечения, как пропофол, должны быть “относительно простыми в применении”, если может быть продемонстрирована явная польза, что означает, что “реальное клиническое лечение не должно быть слишком далеко”.
Фишер, между тем, непреклонен: лучший подход-это: следовать модели зависимости.
- Выбросьте открытки и письма, засуньте их в коробку и поставьте на чердак, - говорит она. “Не пиши, не звони, займись спортом-это повышает уровень дофамина и сопротивляемость боли. Не пытайтесь подружиться со своим бывшим партнером, по крайней мере, пока вы не закончите. Тебе просто нужно встречаться с новыми людьми и двигаться дальше.
"Никакие наркотики не могут помочь человеку построить новые социальные связи и распорядок дня. Боль отторжения слишком велика и слишком первобытна. У него была реальная функция в течение миллионов лет. По-моему, только время – или новый любовник – может по-настоящему исцелить вас.”