Найти тему
История и культура Евразии

Какое отношение имеют шапырашты Старшего жуза казахов к топониму "Киев"?

Казахские шапрашты в отличие от других родов Старшего жуза имеют очень разветлённую структуру. Это связано с тем, что шапраштинцы, являясь одним из родов племенного объединения кырков (среднеазиатских кипчаков) в 15 веке пришли на территорию Могулистана с другими казак-узбеками.

Карта средневекового Семиречья (Могулистана)
Карта средневекового Семиречья (Могулистана)

Здесь шапраштинские кырки включили в состав своих исконных двоих родов Жайык (Екей) и Ескожа (по другому Емиль - скорее всего определение места, где заселились вначале шапрашты, сейчас город в Или-Казахском районе СУАР КНР) четыре местных рода:

  • Шыбыл (или чигили - земледельческий тюркоязычный народ)
  • Асыл (подрод чигилей)
  • Айкым (сборный род из представителей различных племен)
  • Торе-тукым (монголы)

При этом исконные роды шапырашты Екей и Емиль являются потомками огузского племени Кайи, которое наравне с байятами возглавляло огузскую конфедерацию.

Поэтому шапраштинцы являются субстратом различных тюрко-огузских, монгольских и кипчакских племен. Вся эта гремучая смесь смогла сформироваться в самое боеспособное племя Старшего жуза, хорошо проявившее себя как в противостоянии с джунгарами, так и с Кокандским ханством и империей Цин.

Основные рода шапырашты Екей и Емиль пришли как известно в Среднюю Азию с территории Золотой Орды, где они входили в половецкую федерацию.

На территории Киевской Руси они были известны как ковуи (каепичи).

Известная российский языковед и лингвист Александра Васильевна Суперанская считала, что происхождение топонима Киев связано с племенем Кайи:

«Как свидетельствуют этнографы, этнически “чистых” народов нет и не может быть. Наоборот, новые народы возникают из этнических смешений двух или нескольких народов, обычно усваивая лучшие черты каждого. Существует множество народных преданий о том, что начало какого-нибудь народа было положено двумя (или несколькими) братьями... По-видимому, нечто подобное кроется и за легендой о Кие, Щеке, Хориве и Лыбеди. Родоплеменное имя Кый (Кий) принадлежало древнейшим тюркским народам. Оно и сейчас присутствует в названиях родоплеменных структур современных тюркоязычных народов» - А. В. Суперанская. Словарь-справочник тюркских родо-племенных названий. М., 1994. Ч. 1-2. 466 с. (в соавторстве с И. Н. Лезиной).
Алексáндра Васи́льевна Суперáнская (7 октября 1929, Москва — 12 марта 2013, там же) — советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора прикладного языкознания Института языкознания РАН. Классик российской и советской ономастики.
Алексáндра Васи́льевна Суперáнская (7 октября 1929, Москва — 12 марта 2013, там же) — советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора прикладного языкознания Института языкознания РАН. Классик российской и советской ономастики.

По моему мнению, возможно, что и Рюриковичи имели отношение к племени Кайи. На это указывает сходность родовой тамги племени Кайи с родовыми знаками Рюриковичей.

Родовая тамга Кайи
Родовая тамга Кайи

А это серебренник Владимира Святославича

-4

Сейчас родовые знаки Рюриковичей активно используются Украиной:

Эмблема Министерства обороны Украины
Эмблема Министерства обороны Украины

Мои статьи по теме:

  1. Албаны Старшего жуза казахов - древнейшие насельники Семиречья, ч.1
  2. Дулаты Старшего жуза казахов - древнейшие насельники Семиречья, ч.2
  3. Суаны Старшего жуза казахов - часть дулатов или отдельное племя?
  4. Шапрашты - ударная сила казахского Старшего жуза