Казахские шапрашты в отличие от других родов Старшего жуза имеют очень разветлённую структуру. Это связано с тем, что шапраштинцы, являясь одним из родов племенного объединения кырков (среднеазиатских кипчаков) в 15 веке пришли на территорию Могулистана с другими казак-узбеками.
Здесь шапраштинские кырки включили в состав своих исконных двоих родов Жайык (Екей) и Ескожа (по другому Емиль - скорее всего определение места, где заселились вначале шапрашты, сейчас город в Или-Казахском районе СУАР КНР) четыре местных рода:
- Шыбыл (или чигили - земледельческий тюркоязычный народ)
- Асыл (подрод чигилей)
- Айкым (сборный род из представителей различных племен)
- Торе-тукым (монголы)
При этом исконные роды шапырашты Екей и Емиль являются потомками огузского племени Кайи, которое наравне с байятами возглавляло огузскую конфедерацию.
Поэтому шапраштинцы являются субстратом различных тюрко-огузских, монгольских и кипчакских племен. Вся эта гремучая смесь смогла сформироваться в самое боеспособное племя Старшего жуза, хорошо проявившее себя как в противостоянии с джунгарами, так и с Кокандским ханством и империей Цин.
Основные рода шапырашты Екей и Емиль пришли как известно в Среднюю Азию с территории Золотой Орды, где они входили в половецкую федерацию.
На территории Киевской Руси они были известны как ковуи (каепичи).
Известная российский языковед и лингвист Александра Васильевна Суперанская считала, что происхождение топонима Киев связано с племенем Кайи:
«Как свидетельствуют этнографы, этнически “чистых” народов нет и не может быть. Наоборот, новые народы возникают из этнических смешений двух или нескольких народов, обычно усваивая лучшие черты каждого. Существует множество народных преданий о том, что начало какого-нибудь народа было положено двумя (или несколькими) братьями... По-видимому, нечто подобное кроется и за легендой о Кие, Щеке, Хориве и Лыбеди. Родоплеменное имя Кый (Кий) принадлежало древнейшим тюркским народам. Оно и сейчас присутствует в названиях родоплеменных структур современных тюркоязычных народов» - А. В. Суперанская. Словарь-справочник тюркских родо-племенных названий. М., 1994. Ч. 1-2. 466 с. (в соавторстве с И. Н. Лезиной).
По моему мнению, возможно, что и Рюриковичи имели отношение к племени Кайи. На это указывает сходность родовой тамги племени Кайи с родовыми знаками Рюриковичей.
А это серебренник Владимира Святославича
Сейчас родовые знаки Рюриковичей активно используются Украиной:
Мои статьи по теме:
- Албаны Старшего жуза казахов - древнейшие насельники Семиречья, ч.1
- Дулаты Старшего жуза казахов - древнейшие насельники Семиречья, ч.2
- Суаны Старшего жуза казахов - часть дулатов или отдельное племя?
- Шапрашты - ударная сила казахского Старшего жуза