Человек действия. Диктатор в работе
Начиная новый проект, он был переполнен энергией. Он фонтанировал новыми идеями и заряжал всех окружающих своим энтузиазмом. В этот момент для него не существовало преград, не существовало никаких авторитетов. Он действовал: искал нужного композитора, привлекал известных художников для декораций и костюмов, собирал труппу, договаривался с театром и т. д. А главное как всегда искал деньги, как сейчас бы сказали , искал инвестиции.
В работе чудовищно перегружал всех: от костюмеров до артистов. Несмотря на дружбу заставлял Бенуа или Пикассо переделывать по несколько раз декорации, чем вызывал не просто недовольство, а ярость у этих великих художников. Дягилев растоптал эскизы П. Пикассо к балету «Парад»,называя их барахлом, взбешённый художник кричал, что ноги его здесь больше не будет, но на утро приносил новые шедевры; Бенуа вообще убегал из театра. Он умел настоять на своём. Его авторитет , его настойчивость заставляла их вернуться к работе и переделывать снова и снова , пока Дягилев не оставался доволен результатом.
Даже Вацлаву Нижинскому доставалось, он доводил его до изнеможения на репетициях, требуя повторять и повторять знаменитые прыжки.
В работе Дягилев был тираном, требовал железной дисциплины , а иначе и нельзя было: как справиться с таким огромным коллективом, где все гении. ( в «Борисе Годунове» было задействовано 300 артистов). Бывало труппа устраивала забастовки, требуя прибавки жалования, метр всех терпеливо выслушивал, говорил, что делает все возможное, просил всех потерпеть. А заканчивал свой монолог так —вы свободны и кто не хочет, может уйти из Русского балета. До свидания господа! Все понимали, что добиться желаемого невозможно, чувствовали твёрдую волю Дягилева и принимались за работу. Для артистов Дягилев был божеством. Его обожали и его боялись, попасть в труппу к нему мечтали все. Маэстро и сам отличался колоссальной работоспособностью, фактически он жил в театре, контролируя все лично. Это был тот стержень ,на котором и держалось все. Когда испанский король Альфонсо спросил Дягилева во время их встречи. «Что же , Вы уважаемый здесь делаете? Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете? На что тот ответил: « Мы с Вами похожи, Ваше Величество !Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись».
Чутьё на таланты.
Дягилев умел находить таланты, умел растить и воспитывать, образовывать и продвигать их. А главное - угадывать за кем будущее.
Увидев в консерватории композитора И. Стравинского, маэстро сразу обратил на него внимание и заметил присутствующим, что этот человек стоит на пороге славы. Он привлёк его к работе в Русских сезонах и неизвестный до этого композитор, стал знаменит и приобрёл всемирную славу.
Привлекая к своим сезонам гениальных, но неизвестных русских артистов, он делал их знаменитыми на весь мир. Именно благодаря ему мы теперь знаем и гордимся такими гениями как В. Нижинский , Л. Мясин , С. Лифарь, Ф. Шаляпин и многие другие. Мировую известность, всеобщую любовь и славу они получили из рук Дягилева. Но... к сожалению, как это часто бывает многие из них быстро забыли кому они обязаны своей славой и своим богатством.
Бессеребреник
Дягилев не умел экономить, никогда не откладывал на черный день. В средствах нуждался всегда. Гардероб имел скромный: два костюма, пиджак для приемов, вечерний комплект, летнее пальто и тяжелое зимнее, изъеденное молью. Вот это все Сергей Павлович и называл своим богатством, заработанным за всю жизнь. Согласитесь, многие из нас имеют в своём гардеробе гораздо больше.
На своих грандиозных постановках Дягилев больших капиталов не зарабатывал. Его спектакли «съедали» почти все спонсорские пожертвования. Больше всего его интересовал процесс творчества. Он устраивал для людей праздник посредством искусства. Дягилев создавал на сцене сказку: он не экономил на костюмах, декорациях, для работы привлекал лучших художников, музыкантов , артистов. Не мелочился, все делал широко, с размахом. У него была великая цель—открыть Россию миру через живопись, танец и музыку. И ради этой великой цели он не жалел денег. После театрального сезона, подводя финансовый итог, выяснялось, что затраты были больше, чем предполагались и, если ему оставались деньги на поездку в его любимую Венецию, Маэстро был счастлив. Жил Сергей Павлович постоянно в кредит, но при этом все равно продолжал и продолжал вкладывать деньги в своё детище - Русские сезоны.
Запрет на съёмку
Мало кто знает, что Дягилев запрещал снимать свои спектакли на кинопленку. Только фото. Так же поступит спустя годы знаменитый режиссёр театра «На Таганке» Юрий Любимов. Но то, что можно было объяснить во времена Дягилева - аппаратура была несовершенна и качество фильмов было ужасным, то во времена Любимова- это был каприз великого режиссёра.
Но не только это повлияло на отказ допустить съёмку: два раза у Дягилева пропали декорации, и он подозревал что их украли, чтобы использовать при постановке других спектаклей. И он не хотел, чтобы другие балетмейстеры могли воспроизвести хореографию его балетов, его идеи, которые нашли воплощение в его Русских сезонах.
Революция в моде.
Русские сезоны совершили революцию в моде. Знаменитые костюмы русских художников, созданные для артистов пошли в народ. Публика полюбила прозрачные и богато расшитые ткани, яркие краски, вся эта восточная роскошь охватила весь мир. Шаровары и тюрбаны вошли в гардероб парижанок. Русская мода освободила тело женщин от тесных корсетов (огромное за это спасибо от женщин всего мира). Так Елизавета Боуз-Лайон - герцогиня Йорская, будущая королева Британской империи, выходила замуж в платье по мотивам русской фольклорной традиции. Русские сезоны повлияли и на ювелирное искусство того времени, в моду вошло все русское. Конечно, это несколько видоизменялось, но дамы с удовольствием носили кокошники, украшения в русском стиле. В таком кокошнике венчалась бабушка Елизаветы ll. Кокошник- диадему имеет и нынешняя королева Англии, которую ей, по словам ее матери, подарила русская императрица Мария Фёдоровна, супруга Александра lll.
Коллекционер
В последние годы маэстро увлёкся собиранием редких книг, старых афиш, музыкальных партитур, знаменитых автографов -это увлечение всецело захватило его, все больше вытесняя из его сердца Русский балет. По воспоминаниям С. Лифаря в нем поселился микроб коллекционирования, который делает человека рабом своей страсти. Уже больной он ходит по антикварным лавкам ,выискивая редкие экземпляры , списывается с дилерами , занимающимися поисками антикварных печатных изданий.
Получение пакета с книгами становилось для него событием не менее важным, чем балетная премьера.
Личная библиотека импресарио насчитывала приблизительно 2000 томов, охватывая период с 16-20 века. Дягилев постоянно работал над подробным каталогом своей библиотеки, куда заносил все сведения, какие ему удавалось найти. Целью коллекционирования было создание музея и сохранения исторического наследия России, но к большому сожалению этому проекту не суждено было осуществиться из-за его скорой смерти. Жемчужинами его коллекции стали — единственный сохранившийся экземпляр Букваря, изданного Иваном Фёдоровым в 1578 году во Львове, редчайший экземпляр книги А Радищева «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву»; рукописи В Жуковского, М. Лермонтова и письма А. С. Пушкина.
Незадолго до своей смерти Дягилев узнал, что у внучки А. С. Пушкина хранятся письма ее деда и загорелся во что бы то ни стало их заполучить. Встреча произошла в Ницце на благотворительном вечере. Сергей Павлович познакомился с внучкой А. С. Пушкина- леди Торби, в девичестве княгини Софьи Николаевны Меренберг. Леди Торби состояла в морганатическом браке с Великим князем Михаилом Михайловичем и поэтому в России они вместе проживать не могли. Президент Академии наук Великий князь Константин Константинович неоднократно убеждал леди Торби передать России эти бесценные письма. Но обидевшись на то, что вынуждена покинуть Россию и что она, внучка Великого Пушкина, не ровня князю, леди Торби поклялась , что письма в Россию не вернёт. Дягилев включил все своё обаяние и наследница не устояла, обещав подарить ему один пушкинский автограф. Вскоре после этой встречи леди умерла и Дягилев сумел уговорить наследников продать ему письма за ничтожно малую сумму в 30 тысяч франков.
После смерти Дягилева все его имущество было конфисковано французским казначейством в счёт оплаты его долгов. И только в 1930 году Серж Лифарь завершил подписание соглашения с министерством культуры и казначейством Франции, по которому он получил в своё распоряжение часть библиотеки и архив своего учителя. После смерти С. Лифаря значительная часть библиотеки и архива Дягилева была распроданная на аукционах, а письма А. С. Пушкина были переданы в дар России наследницей С. Лифаря.
Серж Лифарь разделил остатки коллекции между собой и Борисом Кохно. Тот получил 135 книг, включая « Букварь», который он продал библиотеке Гарвардского университета за 2000 долларов (по тем временам большие деньги), книгу А Радищева « Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву» и много другие, в том числе и рукопись стихотворения А. С. Пушкина « К морю».
Очаровательный и несносный , сентиментальный и вспыльчивый, всеобщий любимец и по большому счету очень одинокий человек. Всю свою кипучую жизнь он провёл в разъездах, гостиницах, на людях. Фактически у него не было семьи, уютного дома. Его дом театральная сцена всего мира.
Этот уникальный человек за свою короткую жизнь, прожил несколько жизней, занимаясь тем, что ему была интересно. Он и редактор журнала и художественный критик, историк русского искусства и организатор выставок, создатель балетной труппы и оперный антрепренёр, библиофил и коллекционер.