Расцвет Древнеперсидского государства пришелся на VI-IV вв. до н.э. - в это время это государство стало центром западной цивилизации (если противопоставлять восточному Китаю), в момент наивысшего могущества только земли греков в Европе сохраняли независимость от персидского влияния и власти. Несмотря на то, что Древняя Персия была очень крупным и сложным государством ее крушение произошло не из-за внутренних неурядиц, а в следствие внешнего удара - в 334 году до н.э. Александр Македонский ступил на земли Персии, а уже к 331 году до н.э. сверхдержава древности прекратила существовать и уступила место империи Македонского. Но ей довелось просуществовать очень мало - сразу после смерти великого завоевателя его полководцы (диадохи) спешно поделили захваченные территории между собой, крупнейший кусок отошел Селевку, давшему имя новому царству - Селевкия.
На северо-востоке Селевкии, в районе современного Туркменистана, еще со времен Древней Персии обитали кочевники, крупнейшее племя которых в тех местах - парны, со временем стали проявлять стремление к сепаратизму. Все завершилось тем, что к середине III века до н.э. во главе территорий, считавшихся центром Древней Персии - современный Иран и Ирак, встали воинствующие кочевники. Но ни завоевания Македонского, ни правление Селевков и парфян (как их стали теперь именовать), не смогли заглушить или ослабить персидский имперский дух. Вполне разумно с точки зрения парфян, которые сами прекрасно знали к чему может привести сепаратизм, было бы задушить и персидскую знать, и персидскую культуру. Однако ареал персидской культуры включал в себя значительное количество крупных городов - важнейших центров, генерировавших финансы на торговле, производивших промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Ничего подобного на востоке, родных краях парнов и других кочевников, не было - города там служили в первую очередь перевалочными пунктами для караванов, идущих по Великому Шелковому Пути. Таким образом уничтожение древнего наследия привело бы к экономическому упадку.
Развитие Парфии до I века н.э. можно охарактеризовать как поступательное и вполне успешное. Но с середины I века н.э. у Парфии появляются серьезные проблемы - ее границы соприкасаются с Римской Империей, государством, пожирающим все на своем пути. Военные конфликты не заставили себя долго ждать и в начале II века н.э. римские войска начинают методично грабить Месопотамию - древнейший регион, расположенный между двух рек, Тигра и Евфрата, где находились те самые крупнейшие города Парфии, что составляли основу ее экономического богатства. Парфяне не смогли успешно противостоять римлянам и вне всякого сомнения Месопотамия стала бы очередной провинцией Рима, если бы не географические обстоятельства - эти земли были так далеко от центральных владений Рима, что их удержание стало непосильной ношей в административном плане - приказы и информация шли очень долго до столицы и обратно.
Однако римляне не собирались лишать себя хороших доходов от грабежа парфянских территорий - чем они занимались вплоть до конца II века н.э. - император Септимий Север разграбил крупнейшие города Парфии - текущую столицу Ктесифон и древнюю Селевкию. Болезненные, а главное неотвратимые, поражения от римлян, которые приводили к резкому падению доходов и могущества парфянской знати, породили брожение среди элиты. Как и многие стратегические неудачи в те времена, их объясняли также и с точки зрения религии - считалось, что текущие правители прогневали богов, и те насылали на Парфию несчастья. Желание свергнуть неудачного правителя и взять дело в свои руки и восстановить позиции Парфии привели к череде гражданских военных конфликтов - большое количество провинций и царств (сатрапий) в составе парфянского царства стали вести самостоятельную политику и жизнь, поддерживая того или иного претендента на престол.
В начале III века после смерти царя Вологеза V Парфия разделилась на два больших лагеря, каждый из которых поддерживал своего претендента на престол - то были Артабан V и Вологез VI. В это время в Парсе, представитель местной знати по имени Папак поднял восстание и сверг царского наместника. Вскоре мы теряем из виду Папака и его старшего сына Шапура, они могли погибнуть как в стычках с царскими войсками, так и во внутренней вражде - в итоге главой Парса стал младший сын Папака Ардашир. Он был одним из многих, претендовавших на независимость, но немногим из тех, кто хотел заполучить власть над всей Парфией и восстановить власть и персов, и персидского государства в былых масштабах.
Действия Ардашира по покорению ближайших к Парсу областей, которые он предпринял в 220-221 гг. привлекло внимание парфянской элиты. Считается, что Ардашир не был из правящего рода Аршакидов, и это был минус, который он перекрыл своей активностью и привлекательной для знати концепцией восстановления могущества древних персов. Однако для знати в то время происхождение Ардашира было определенным плюсом – это делало его зависимым от знати, а значит – управляемым. В итоге элита стала открыто поддерживать и переходить на сторону Ардашира, что позволило ему разбить войска обоих парфянских царевичей. В 227 году Ардашир был официально коронован царем царей всех земель Парфии. Так началась история средневековой Персии, которая позиционировала себе как преемника Древней Персии.
Читайте также:
- Только Карфагену было под силу сокрушить римлян. Но победил в итоге Рим.
- Деспотизм, Диктатура, Автократия, Фашизм - важные отличия.
Все изображения взяты из открытых источников и принадлежат их правообладателям.