Мартин Лютер как-то сказал: «Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрёт!»
Реакция
Средневековье не было сдержанным: хохот был громогласным, слёзы неистощимыми, веселье шумным, ярость необузданной. Скромная и лукавая улыбка была характерна лишь для куртуазных мероприятий.
За рамками аристократического общества Средних веков можно наблюдать жуткие жесты и гримасы, истошный рёв и широко раскрытые рты, которые разражались смехом.
По свидетельствам многочисленных новелл, историй, произведений изобразительного искусства смех вызывали повседневные и совершенно обыденные вещи. Неожиданное падение в людном месте, ловкая проделка, острое словцо, и, конечно же, масса зарисовок на темы ниже пояса.
От хохота разрывались и площади рынков, и ярмарки, и улицы, и таверны. Церковь смотрела на всё это с опаской и презрением: неспособность держать себя в руках — это всё проделки тёмных сил.
Коллективная услада
Что несёт средневековому обществу радость и развлечения? Конечно же, праздники. Это самая главная коллективная форма получения удовольствий в социальной среде. Они, безусловно, очень ценились и их очень ждали. О поводах никто не беспокоился: их был вагон и маленькая тележка. В город въезжал господин или же на селе прошли удачные роды — честной люд закатывал пирушку.
А какие праздники без процессий и музыки? Люди шли по городам и весям, пели хором с инструментальным сопровождением: барабаны, флейты, виеллы присутствовали на подобных мероприятиях. Сведения прежде всего относятся к церковной музыке. О народных праздничных песнях мы знаем не так много. А какой праздник без плясок? Средневековые миниатюры и картины авторов раннего Возрождения пестрят танцевальными сюжетами.
А как быть празднику без ломящегося от выпивки и яств стола, без похода в шумную таверну и, конечно же, без лихого мордобоя? Для привилегированной части населения на праздники приглашались скоморохи, кочующие музыканты, певцы, которые воспевали любовные дела и подвиги истинных рыцарей. Простой люд довольствовался драками один на один где-нибудь на городских задворках или с упоением наблюдал за процессом у виселицы. Но всё же были и более гуманные развлечения: на площадях выступали жонглёры, трубадуры, а позднее появились и театральные представления — мистерии.
Правила игры
В городах народ играл в мяч или в лапту. Игра в мяч напоминала скорее современный большой теннис: шарик из соломы, а иногда из шерсти перебрасывали через сетку или деревянную стенку с помощью своеобразных ракеток. Ракетки мастерили из дерева. Лапта была более массовым, командным развлечением: играли всей семьёй, цехом и даже кланом. Средневековая лапта может показаться сейчас довольно травмоопасной: твёрдый предмет из дерева пинали руками, ногами, а иногда и палкой.
А как жить без настольных игр? Широкую популярность в народной среде средневековой Европы получили кости. Играли все: от самых неказистых бедняков до крупных магнатов.
Главенство в игровой сфере было за «игрой королей» — шахматами. В Европе они были известны ещё с VIII века. Только знать могла позволить себе подобные интеллектуальные баталии. Успех игрока зависел от ряда важных качеств: острого ума и острых глаз, хорошей памяти.
Средневековая сфера развлечений несла массу позитивной энергии, но чрезмерная эмоциональность европейского общества накладывала свой отпечаток на неё. Праздники, игрища, пирушки могли очень сблизить самых разных представителей социума, но и обострить отношения между ними.