Шторм - явление, которое, прямо скажем, не любит ни один моряк. Перед бушующей водной стихией любое судно в океане, независимо от класса, водоизмещения и предназначения, представляет собой песчинку. Что же делают и о чем думают моряки, для которых этот рейс первый (новички) на судне во время шторма? Предупреждаю сразу, расскажу лишь о своих ощущениях, мыслях и действиях на примере только нашего судна.
Итак, моя служба в конце 80-х годов на одном из судов космического флота СССР - научно-исследовательском судне "Академик Сергей Королев" - втором по величине после "Космонавта Юрия Гагарина".
Вот таким наш белоснежный красавец регулярно выходил в рейс из порта приписки Одесса. Каждый рейс длился от 6-ти до 10-ти месяцев (рекорд 11 месяцев). Ну и конечно никто бы не поверил, что за это время судно ни разу не попадало бы в шторм. Однако, как это ни странно, за первый мой рейс, продолжительностью около 9-ти месяцев, мы всего 5 или 6 раз попали в жесточайший шторм. И это несмотря на то, что основным местом работы судна в океане был район, расположенный недалеко от острова Сейбл (Канада), знаменитый не только своими штормами, но и считающийся, как «Северным Кладбищем Атлантики», так как, согласно википедии, только после 1800 года около него было зарегистрировано около 350 кораблекрушений.
Итак, начинается первый сильный шторм. Время около 17.00. Все сеансы связи с космическими аппаратами и спутниками, находящимися на околоземной орбите, прекращены. Антенны застопорены, люки и двери на палубу задраены. Хождение без надобности по судну запрещено, так как легко можно получить травму или увечье. Кроме вахтенной смены, остальные находятся в своих каютах, в основном лежат на койках, т.к. сидеть за столом просто невозможно. В каюте, в основном, по 2 человека (исключение составляют начальники отделов, отделений, руководство корабля - по одному). Прием пищи отменен, всем выдали сухой паек (пачка творога и 2 кусочка хлеба). Настроение, прямо скажем, мрачное, да и вид из иллюминатора не радостный.
Лежим с товарищем, каждый на своей койке в каюте и пытаемся шутить. Хотя, честно признаюсь, чем ближе к ночи, тем сильнее становятся волны, усиливается ветер, увеличивается болтанка судна и страх непроизвольно выходит на первое место. От качки и крена судна, такое ощущения, что ты, лежа на койке, сначала оказываешься стоящим на ногах, а потом на голове. Каждый раз кажется, что судно назад (в первоначальное положение) не возвратится и просто перевернется. Волны ударяют в борта, а вода заливает палубу. С полок сыпятся журналы, книги, ручки, карандаши. И повторяется такое "голова-ноги" на протяжении нескольких часов, пока судно не покинет район шторма. Не скрою, многие лежали в туалетах обнимку с унитазами (не все стойко переносили морскую болезнь). Естественно, в это время почему-то особенно четко в памяти возникают родные и близкие, семья и дом. Некоторые начинают про себя молиться. Одним словом, эти часы длятся долго и кажутся вечностью. Но через некоторое время постепенно начинаешь ощущать, что качка становится все меньше и меньше. Уже не так сильно накреняется судно и с радостью осознаешь, что жизнь налаживается и становится еще краше и прекрасней.
Естественно, второй и последующий шторма воспринимались не так, как первый и, как мне кажется, были не такими сильными. Тем не менее, балы у них были одинаковые. Вот, что значит первый шторм.
А вот таким "уставшим" и "побитым в боях с водной стихией", но не покорившись ей, наше судно выглядело после многомесячной работы в океане. Всё, очередной рейс закончен. Идем домой!
К сожалению, с развалом СССР, данное судно, как и весь космический флот были ликвидированы и порезаны на металлолом в начале 90-х годов.
Дорогие друзья, некоторые опытные моряки, прочитав данную статью, во многом со мной могут не согласиться и иначе рассказать о штормах, бурях и ураганах, я лишь описал свои ощущения, чувства, мысли и впечатления.