Вы серьёзно? Конечно же нет. Общение и дружба по сети - это лишь иллюзия. Во-первых, это чужие люди, которых вы даже не знаете. Вы просто общаетесь по сети и всё, а если вам вдруг станет плохо, вам ваши "интернет друзья" помогут? Они вас выслушают, поддержат, приедут к вам? Ясен пень, что нет. Там нет ни симпатии, ни дружбы, ни любви уж тем более. Во-вторых там полно виртуальщиков, мошенников, озабоченных, пикаперов, бабников, нарциссов, ловеласов, маньяков и психопатов. У них дофига девушек и все их комплименты и флирт стандартны. Мысль одна: все девушки одинаковы и все ведутся на одно и тоже говно, а ещё они не помнят вашего имени и называют вас ласково, соблюдая фальшивый и наигранный политес.
На самом деле обаяние это навык, которые может выработать в себе любой человек и важно понимать, что умение нравиться и производить самое благоприятное впечатление совершенно никак не связано с высокими моральными качествами. Скорее наоборот: хорошие люди чаще пренебрегают своим имиджем, не стремятся кому-либо понравиться. Люди с низкими моральными мотивами как раз, наоборот, уделяют огромное внимание тому, чтобы нравиться, чтобы о них думали хорошо, стараются производить самое благоприятное эмоциональное впечатление. Это называется эмоциональным имиджем. Важно понимать, что приятный человек может быть моральным, а может и не обладать нравственными достоинствами, или обладать только частью моральных качеств. Но обычные люди всегда предпочитают приписывать ответственность, честность и другие добродетельные качества тем, кто удовлетворяет их эмоциональные потребности. Это искажение особенно верно даже для тех кейсов, когда речь идёт о проявлении фальшивых чувств. Чем больше человек нам нравится, тем больше моральных свойств от него ожидается или ему приписывается. К сожалению плохие люди кажутся хорошими и мы на это ведёмся. Ведёмся на маску и фальшь.
В том-то и дело, что в реальной жизни такой ерунды немало. Человек лишь кажется другом, а на самом деле змея подколодная и потребитель. Сейчас много таких вот "жертв". Многие дружат из-за денег, внимания, связей, ресурсов, подарков, поддержки, заботы, любви, ласки. То есть, это однобокая "дружба". Вами откровенно пользуются и используют ради личной выгоды. Если человек таков по сети, то он таков и по жизни. Я сама написала об этом немало статей. Таких токсичных и деструктивных недоличностей немало и они те ещё актёры. Кажутся милыми, приятными, добрыми, а за спиной хаят и грязью поливают, да в лицо мило улыбаясь при этом. Человек может казаться хорошим, но не быть таковым, увы. Я сама училась с такими. Кажутся, а на деле гниды и моральные уроды. Фальшивок сейчас полно на каждом шагу. Суть в том, что доверять и верить никому нынче нельзя. Если человек кажется хорошим, то это не значит, что он таковым является, а наш мир полон всякими отбросами, увы. Мы ведёмся на фальшь, на маски, иллюзию, просто, потому что другие хорошо играют и притворяются. Нужно не давать себе садиться на шею, чтобы не ездили. Не жалеть. В реальной жизни я аккуратна и осторожна с людьми. Мы живём в капиталистическое время, в поганое время, состоящее из наглых и поганых людей. Я по жизни и не с такими моральными уродами сталкивалась, и среди обоих полов таких немало. Я прям реально с моральными уродами сталкивалась, особенно среди недопарней, но на них не нужно обращать никакого внимания, а надо просто идти своей дорогой. Вот так я и попалась, человек казался хорошим, а на самом деле урод уродом. Мы ведёмся на их показуху, а они этим пользуются, поэтому я и не доверяю людям и стараюсь быть с ними осторожнее. Надев маску можно пользоваться другими.
Общение и дружба по сети, как и знакомства - это лишь иллюзия. нет никакой интернет-семьи, никакой дружбы, и друзей там тоже нет. Это всё игра на публику и общение по сети не воспринимается всерьёз. Это всё несерьёзно. Вы не знаете этого человека. Да, того самого, что сидит по ту сторону экрана и он может оказаться кем угодно: мошенником, аферистом, нарциссом, маньяком, психопатом, насильником, альфонсом, потребителем, зеком, сексуально озабоченным дрочером, пикапером, ловеласом, бабником, виртуальщиком, манипулятором.
Для меня манипуляторы больные и несчастные люди. Есть те, которые лгут о нервных срывах, психических расстройствах и о том, что лежали в неврологии, что рука онемела или ещё что. Ну вот зачем они это делают? Это пишет человек, который прошёл через нервные срывы и знает, что это такое, и да, врагу этого не пожелаешь, а тут ложь, о которой они даже знать не знают, что это такое. Разве нормальный и адекватный человек будет лгать, давить на жалость, манипулировать?
Уверенным и самодостаточным личностям не нужно самоутверждаться за счёт других людей и завидовать другим. Они не будут обесценивать, принижать, издеваться, злорадствовать. Тот, кто уверен в себе и имеет высокую самооценку не нуждается во внимании, в постоянной похвале и независим от одобрения других людей, от окружающих, от чужих и столь добрых слов. Им это попросту не нужно, ведь они идут своей дорогой и нормально, уважительно и доброжелательно относятся к людям. Они не завидуют, не злорадствуют, не пытаются всем понравиться и не липнут ко всем подряд.
«Я хочу, чтобы все узнали, какой я интересный»
Многим людям не всегда хватает внимания в реальной жизни, а признание и похвала — то, без чего большинство плохо представляет свою жизнь. Когда окружение не спешит осыпать человека комплиментами, он идет в Сеть искать признание у совершенно незнакомых людей.
Если человек строит из себя жертву, то он либо мошенник, либо нарцисс, либо манипулятор, альфонс и потребитель. Хотите обучающую историю? Одна женщина познакомилась с мужчиной. Он начал давить на жалость и она его пожалела, и в итоге, он её обокрал до нитки, а позже она узнала, что была его не первой жертвой. Теперь вы понимаете, почему нельзя жалеть мужчин? И это касается именно женщин. Данный развод рассчитывается именно на них, но если девушки давят на жалость, что у меня тоже было, мол, нет денег на билет, то шлите сразу нахер. Давление на жалость - это энергетический вампиризм, эгоизм и одна из форм манипуляций. Разжалобив другого можно получить свою личную выгоду. Это манипулятивное действие и вестись на это нельзя. Показушная "хорошесть" должна настораживать. Если человек заваливает комплиментами и вниманием, значит, ему что-то надо от вас. Если он кажется идеальным, значит нарцисс и манипулятор, и у них явные психологические проблемы. Да, это психопатия, проблемы с психикой. Такой недочеловек запросто может оказаться психопатом. Он кажется хорошим, все считают его хорошим, но на самом деле он тот ещё урод.
Человек может показаться хорошим, но это ещё не значит, что он является таковым. Люди живут в сетях, в своих гаджетах, они просто утопают в них.
Идея № 1. Есть очень веские причины для того, чтобы удалить свои аккаунты из социальных сетей
Автор приводит десять аргументов:
- социальные сети подавляют свободу воли;
- они умножают безумие нашего времени;
- они превращают нас в тупых озлобленных типов, «мудаков», по выражению Ланье;
- они создают фальшивые новости и фальшивых людей;
- всё, о чем мы говорим, с их помощью становится бессмысленным;
- они разрушают способность к сопереживанию;
- они делают нас несчастными;
- они покушаются на наше экономическое благополучие;
- они делают политику невозможной;
- они ненавидят и разрушают человеческую душу.
Когда-то социальные сети задумывались как полезные и безобидные инструменты, созданные для быстрого общения людей, находящихся в разных странах.
Они должны были объединять, способствовать любви и пониманию, но вместо этого превратились в манипуляторские машины, представляющие опасность для общества.
И Facebook, и Twitter были замечены в искажении информации, фальшивых новостях, манипулировании в политических и рекламных целях. Создаваемая ими картина мира искажает и человеческую личность, подпитывая наши худшие черты.
И за всем этим стоят большие деньги влиятельных компаний, которых интересует только собственная выгода и ради которых и созданы алгоритмы, меняющие нашу личность в худшую сторону.
Кроме того, социальные сети вызывают привыкание и зависимость, подобную наркомании, когда человек уже не в силах дня прожить без пребывания в сети.
Это болезненное привыкание заложено в алгоритм сетей и использует каждую нашу слабость при помощи старых психологических трюков, основанных на бихевиоризме и подкрепленных алгоритмами.
Ланье подчеркивает, что изначальная идея социальных сетей была прекрасна. Но постепенно, шаг за шагом, она слилась с крупным бизнесом в области маркетинга и рекламы, и, как недавно выяснилось, с политическими силами, которые используют зависимость пользователей от сетей в собственных неблаговидных целях.
Ланье назвал алгоритмы, подчиняющие себе пользователей, механизмом BUMMER (это аббревиатура от Behaviors of Users Modified, and Made into an Empire for Rent — поведение пользователей изменено и сдано в аренду империи).
BUMMER — это собирательный образ, относящийся в первую очередь к работе Facebook и Google, но не только к ним. Автор опасается, что наше сознание все больше сдает позиции под давлением технологических корпораций, и мы постепенно превращаемся в придатки к смартфонам и планшетам.
Воздействуя в корыстных целях на наше сознание, корпорации не принимают во внимание ничего, кроме собственной выгоды.
Идея № 2. Алгоритмы превращают нас в лабораторных животных
Когда мы пользуемся смартфоном (а не смотреть в него большинство из нас уже не может), мы поставляем алгоритмам социальных сетей и популярных поисковых систем постоянно пополняемую информацию о нас.
Страницы, которые мы посещаем, ссылки, по которым путешествуем, видео, картинки и прочий контент сообщают кому-то невидимому полезные сведения.
Наш круг общения, скорость перехода от одной страницы к другой, действия перед тем, как совершить покупку, политические пристрастия — все это видно как на ладони.
Сведения об одном человеке сравниваются с информацией о других людях. Кто-то наверняка разделяет наши вкусы в том, что касается продуктов, персоналий, настроений и убеждений. И этот огромный массив данных успешно используется рекламодателями.
Они ждут подходящего момента, а затем влияют на наше сознание точно подобранными сообщениями, подстрекающими к действию — купить что-нибудь или проголосовать определенным образом, например.
Когда мы видим рекламу в телевизоре или слышим по радио, мы можем выключить звук или подключиться к кабельным каналам, где она отсутствует. Реклама в социальных сетях более коварна, она воздействует на наше поведение куда в больших масштабах и при этом практически незаметна. Это постоянная тонкая манипуляция, основанная на принципах бихевиоризма и условных рефлексах.
Facebook, Google и Twitter в последнее время пытаются исправить свою работу, как будто осознавая, что из-за них возникла проблема — возможно под давлением, а может, и по личной инициативе. Они пытаются перестроить свои алгоритмы и выражают сожаления своим пользователям. Пользователи же, увидев, что над проблемой начали работать, успокаиваются и считают, что теперь-то все в порядке. Но в порядке ли?
Все социальные сети модифицируют человеческое поведение. Этот же принцип используется в лечении всевозможных зависимостей. Но с его помощью можно создать новую зависимость.
В основе любой зависимости лежит дофамин, нейромедиатор, вызывающий чувство удовольствия. Именно с помощью дофамина великий физиолог Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы: изменение поведения в обмен на полученные награды.
Если поведение нежелательно, его корректируют с помощью отрицательного подкрепления, например, удара током.
Алгоритмы социальных сетей тоже дают нам дофамин в обмен на желательное поведение. Например, нам показывают видео красивых котят, или щенков, или жеребят.
Сразу после этого вы видите рекламу носков или туфель. Алгоритм отслеживает время принятия решения, которое понадобится для покупки, и в зависимости от этого показывает видео через секунду или две. Иногда выполняется автоматический тест, вычисляющий идеальный интервал между видео и предложением.
Кроме того, люди — существа социальные. Мы остро реагируем, когда нас одобряют или не одобряют, и стремимся к социально желательному поведению.
В социальных сетях мы зорко следим за настроениями группы и стараемся не повредить себе каким-нибудь неосторожным высказыванием, выдающим в нас чужака.
Инстинктивно мы подражаем большинству членов группы, даже если и не разделяем их мнений и воззрений вне социальных сетей. Таким образом у пользователей формируется еще одна зависимость — чувствительность к общественному одобрению и чужому мнению.
Все это в целом способствует деградации человечества, считает Ланье. Информационные войны переманивают на свою сторону людей, не заботясь о правде, влияют на выборы и порождают ненависть.
Так реклама постепенно превратилась из двигателя торговли в инструмент манипулирования, модификации человеческого поведения и усиления негативных свойств. И это только начало, считает автор. Невидимые манипуляторы и несовершенные алгоритмы постепенно превращают нас в лабораторных животных.
Идея № 3. Влияние BUMMER столь же медленное, как изменение климата, но не менее опасное
Ланье постоянно подчеркивает, что никоим образом не является противником цифровой эпохи. Сама по себе цифровая цивилизация не хороша и не плоха, она нейтральна. Но те её стороны, в основу которых положена бизнес-модель, как у BUMMER, должны вызывать опасения.
Когда-то люди выяснили, что краски с высоким содержанием свинца опасны. Однако никто после этого не выступил с заявлением, что отныне нельзя красить дома. Все просто ждали, когда будет создан безвредный аналог, и, как только он появился, начали его использовать. Поэтому нужно переждать, пока социальные сети не станут менее опасными, а затем к ним вернуться. Пока этого, по мнению Ланье, не произошло.
Влияние BUMMER статистическое — то есть медленное, постепенное, такое же, как изменение климата, на которое невозможно возложить ответственность за конкретную засуху или шторм.
Оно лишь повышает вероятность стихийных бедствий, но в дальнейшем может привести к глобальной катастрофе, такой как повышение уровня моря, например. Катастрофа другого рода может случиться и под влиянием BUMMER, если мы не уделим ему самое пристальное внимание.
BUMMER состоит из шести частей:
- привлечение внимания;
- вмешательство в чужую жизнь;
- навязывание людям того, что им не нравится;
- тайное манипулирование;
- огромный денежный оборот;
- фейковые новости и фейковые люди.
В социальных сетях внимание привлекают, как правило, не лучшие, а самые нахальные и скандальные люди, которых автор окрестил «мудаками». Так они проявляют свое стремление к доминированию, в отсутствие богатства и власти. Зато в виртуальном мире они чувствуют себя королями, шокируя чьи-то чувства или оскорбляя людей.
Вмешательство в нашу жизнь происходит посредством тайной слежки за нами через смартфоны, планшеты и другие устройства.
С помощью смартфонов можно сделать эффектное селфи и тут же отправить его в социальную сеть, чтобы любой желающий мог узнать нашу геолокацию, перемещения, контакты, реакцию на обстоятельства.
Алгоритмы следят за вашим кругом чтения, отвлечением внимания, частотой обращения к тому или иному контенту — и они непрерывно совершенствуются.
Нам навязывают ненужные вещи посредством тонких манипуляций, изучив, когда мы наиболее уязвимы для воздействия рекламы — и тем самым впихивают то, что нам не нужно и не нравится.
Нами тонко манипулируют, заставляя проводить в социальных сетях все больше времени, а все остальное доделывают алгоритмы, например, повышая явку избирателей или лояльность бренду.
Все эти манипуляции делаются, конечно, не из любви к искусству, а ради денег и могущества. Сопротивляться BUMMER невозможно, можно лишь встать под его знамена, чтобы не быть уничтоженным, как это сделали многие цифровые и бумажные СМИ.
Для успешного манипулирования BUMMER создает фейковые новости и даже фейковых людей, производя с их помощью нужный для манипуляций контент.
Все это вместе взятое может со временем привести к глобальной катастрофе, считает автор.
Идея № 4. BUMMER вызывает зависимость и изменение личности, свойственные наркоманам
Зависимый человек, наркоман, испытывает постоянное нервное возбуждение. У него со временем сильно меняется личность, иногда до полной неузнаваемости.
Он пренебрегает чужим мнением и чужими чувствами, становится эгоистичным, высокомерным и заносчивым. Но под этим высокомерием прячется глубокая неуверенность в себе. Наркоман всё сильнее отрывается от реальности, погружаясь в мир иллюзий.
Постепенно такие изменения, в большей или меньшей степени, происходят и с пользователями BUMMER. Обидчивость и высокомерие делают их агрессивными, и эта агрессия волнами разливается в социальных сетях.
В пример Ланье приводит американского президента Дональда Трампа, с которым знаком. Он несколько раз встречался с ним, когда Трамп ещё вел телешоу. Ланье не испытывал к нему особых симпатий, но все же с уверенностью мог сказать, что он был непохож на наркомана.
Он сам был манипулятором и действующим лицом, полностью контролирующим ситуацию даже на реалити-шоу. Всё изменилось, когда Трамп завел аккаунт в Twitter. Он часто теряет контроль над собой, забывает о том, кто он такой, о своем президентском статусе, могуществе и ответственности.
Его зависимость сильнее, чем всё это вместе взятое. То он стремится уничтожить кого-то с помощью очередного твита, то наоборот, льстит кому-то в обмен на лояльность. Если бы Twitter внезапно закрылся, Трамп стал бы куда более приятным и разумным человеком, считает автор.
Ланье замечает, что в каждом из нас живет внутренний тролль. В социальных сетях он начинает рваться на свободу, особенно вступая во взаимодействие с себе подобными.
Социальные сети полны всевозможных групп, и, как только мы вступаем в какую-нибудь из них, начинаем вести себя так, как принято в группе. Такое поведение можно наблюдать среди животных, которые борются за иерархию в стае.
Нужно набрасываться на тех, кто ниже нас, чтобы самим не опуститься ниже, и льстить тем, кто выше рангом. Сам Ланье еще давно, когда только-только начали появляться комментарии под публикациями, заметил, что он рвется в бой с совершенно незнакомыми людьми по самым пустяковым поводам.
Они начинали осыпать друг друга оскорблениями, даже если речь шла о сорте мороженого или марке пианино. Чтобы избежать таких стычек, нужно было притворяться любезным и старательно подбирать слова.
Но тогда Ланье заметил, что он становится кем-то другим, пытаясь понравиться всем. Так было, когда он вел блог в Huffington Post: он не мог перестать читать комментарии под своими постами, не мог игнорировать их, начинал отвечать — а ведь авторы комментариев просто жаждали привлечь к себе внимание, без которого уже не могли обходиться.
И сам он начал писать либо сиропно-приятные вещи, либо нарочито провокационные, чтобы позлить читателей. Заметив, что и сам впадает в зависимость и меняется как личность, он уволился.
Идея № 5. BUMMER способствует отчуждению людей, которые перестают понимать друг друга
Почему так происходит? Алгоритмы подстраиваются под каждого пользователя индивидуально. Так, к примеру, сторонники Трампа будут видеть одно, а его противники — совсем другое.
То, что вам следует видеть, определяют алгоритмы, но это значит, что вы уже не можете видеть пристрастия другого человека, а значит, со временем перестаете его понимать. Такова оборотная сторона персонализированного поиска.
В каждом из нас есть своеобразная программа социального восприятия. Мы наблюдаем реакции друг друга и бессознательно подражаем им. Если люди вокруг вас чем-то встревожены, вам тоже станет неспокойно — ведь должна быть причина, по которой они волнуются.
Если в компании людей, даже незнакомых, кто-то один начнет вглядываться в небо, все остальные возьмут с него пример. Если человек попадает в другую страну, не зная языка, он особенно внимательно наблюдает за окружающими, чтобы хоть таким образом понять обстановку.
Социальное восприятие заложено в нас эволюцией и часто помогает избежать опасности. Но персонализированный поиск показывает каждому свое, и потому мы постепенно перестаем понимать друг друга.
В пример такого ложного восприятия, да ещё подпитанного фейковыми новостями, Ланье приводит «пиццагейт» — стрельбу в пиццерии на почве конспирологических бредней, распространенных в отдельных группах Facebook.
В них утверждалось, что некие сторонники Клинтон в Вашингтоне держат притон для педофилов в пиццерии Comet Ping Pong. Это привело к тому, что возмущенный житель Северной Каролины Эдгар Уэлч проехал 500 км на собственном автомобиле, вошел с винтовкой в пиццерию и потребовал освободить несчастных детей.
Поскольку никто не мог удовлетворить его просьбу, он открыл огонь — к счастью, никто не пострадал, и стрелка задержали.
Когда люди общаются друг с другом, не глядя в свои смартфоны, у них общее восприятие окружающего мира. Именно для этого люди ходят в спортивные клубы, молитвенные собрания, театры.
Но как только каждый уткнется в свой смартфон, эта общность исчезнет. Вместо взаимодействия с себе подобными человек начинает взаимодействовать с алгоритмом, в результате мы утрачиваем умение понимать, что чувствуют другие люди.
Ланье подчеркивает, что он не сторонник того, чтобы люди видели одно и то же и думали одно и то же — это один из признаков диктаторского режима. Но мы должны уметь смотреть на то, что видят другие. Иначе наше чувство эмпатии будет постепенно улетучиваться.
BUMMER не только искажает мировоззрение, он лишает нас возможности узнать о мировоззрении других людей. Нас не допускают в закрытые группы, люди в этих группах так же непрозрачны для нас, как и алгоритмы, которые всем управляют, пишет Ланье. А ведь изначально интернет проектировался с целью создать прозрачное общество.
Идея № 6. Контент социальных сетей может нанести настоящий вред
Ланье уверен, что алгоритмы BUMMER настроены таким образом, что способны вызывать у человека любые негативные эмоции. По запросам или постам они легко могут угадать настроение, подкинуть соответствующий контент, чтобы усилить печаль или депрессию.
Конечно, люди так или иначе должны испытывать и грусть, и тревогу, но плохо, если этим пользуется некто в своих корыстных целях, манипулируя нами.
Бизнес-модель BUMMER настроила свою алгоритмическую систему так, что она автоматически адаптируется к пользователям. Играть на негативных эмоциях очень легко, человек в тоске или печали более уязвим и беззащитен, а значит, это надо использовать. И алгоритм найдет способ усилить эти эмоции. Он будет заваливать депрессивными постами и ссылками, но между ними изредка чем-нибудь радовать — в собственных целях.
Ланье пишет, что даже первые прототипы социальных сетей, созданные ещё в 1980-е годы, вызывали в нём чувство тоски и пустоты после сеанса. Такого с ним не было в реальной жизни.
Это была неуверенность, страх быть отвергнутым. Он решил, что это некая индивидуальная реакция, а сами сети тут ни при чем. Возможно, сама технология общения непривычна, всё дело в этом.
Но со временем и развитием сетей это чувство только укрепилось. Автора беспокоит, что алгоритм высчитывает, что собой представляет человек: количество друзей, вкусы, пристрастия, денежные возможности и тому подобное.
Все это BUMMER превращает в продукт, который продаёт рекламодателю. Ваши чувства и стремления становятся абстракцией, моделью, на которой удобно отрабатывать приёмы манипулирования.
Когда кто-то читает гороскопы в газетах, это может быть забавно. Один верит в их предсказания, другой посмеивается. В любом случае, это отношения между человеком и неодушевленным предметом — газетой, которая никак не может на него повлиять. Но онлайн-сервис — совсем другое дело. Он суммирует ваши пристрастия, чтобы использовать впоследствии — в политических или рекламных целях.
Социальные сети намеренно вызывают у пользователей ревность, зависть и тревогу. То и дело вдруг открываются конкурсы, о которых никто не просил, например, какой-то аналог конкурса красоты или интеллекта.
Кто-то собрал больше лайков, чем вы, и вот вы уже охвачены тревогой и завистью. Возможно, ваша иерархия понизилась, говорит вам древний инстинкт, надо что-то с этим делать.
Вы уже забыли о том, что все эти конкурсы не стоят выеденного яйца, как и рейтинги, но уже предпринимаете меры, чтобы подняться повыше, — это сильнее вас, потому что заложено природой. И этим бессовестно пользуются хозяева BUMMER.
Пользуясь тем, что они бесплатны, социальные сети могут творить что хотят, считает Ланье, — как известно, дарёному коню в зубы не смотрят. Но он бы предпочел, чтобы учетные записи на Facebook, Google или Twitter оплачивались пользователями, чтобы сами пользователи могли заказывать контент.
Пусть один платит, чтобы увидеть рекламный, пропагандистский или конспирологический бред, но другой не должен травиться этим бредом, потребляя негатив и нанося вред здоровью.
Идея № 7. BUMMER — идеальная машина для политических махинаций
Программисты — создатели социальных сетей, — в своё время были уверены, что сети способствуют развитию демократии. Но в последнее время, считает Ланье, мы видим, что это не так.
В пример он приводит резню в Мьянме мусульманского народа рохинджа. Непосредственно перед резнёй в Facebook появилось множество фейковых постов о зверствах рохинджа, убийствах детей в ритуальных целях и тому подобной чуши, спровоцировавшей кровопролитие.
То же самое наблюдалось в многоконфессиональной Индии, и в Южном Судане, когда фальшивые новости намеренно были направлены на создание политического кризиса в стране.
Поскольку наибольшее количество просмотров набирают именно агрессивные и скандальные посты, вызывающие бурю эмоций, их используют нечистоплотные политики, устраивая массовую истерию в собственных целях.
На заре существования социальных сетей их типичными пользователями были образованные молодые люди, такие же, как создатели сетей. Это были идеалисты либеральных или консервативных взглядов, но в общем и целом каждый из них стремился сделать мир лучше.
Но с ростом популярности сетей их захлестнули крикуны, мошенники и боты, сделав сети идеальной платформой для всевозможных махинаций, особенно политических.
Когда на Ближнем Востоке случилась Арабская весна, большинство обитателей Кремниевой долины были в восторге — ведь именно Twitter и Facebook позволили людям в Каире собраться вместе на площади Тахрир и свергнуть надоевшее правительство.
Простые граждане сообщали войскам НАТО, откуда лучше наносить удары с воздуха. У этой революции не было объединяющей фигуры, она организовалась как бы сама по себе, с помощью социальных сетей.
Однако такая революция без предварительной программы, по мнению Ланье, не решает никаких проблем. Ведь за свержением правительства должно последовать какое-то переустройство, принятие мер для создания нового порядка.
Способны ли на это студенты и школьники, совсем дети, собравшиеся на площади? Получат ли они работу в результате революции, которую совершили? В итоге для молодёжи все осталось по-прежнему, а власть переходила от фанатиков к военным, и, возможно, это еще не конец.
Таким же образом, как совершаются революции, с помощью социальных сетей можно выбирать и президентов (Ланье намекает на Трампа).
И Трамп — ещё не худший вариант, потому что на его месте с помощью платформы BUMMER мог бы оказаться любой, привлекающий к себе максимальное внимание социальных сетей.
С одной стороны — колоссальные возможности сетей, с другой — слепота пользователей, которые руководствуются своими сетевыми симпатиями, не ведая, что творят.
Facebook и другие сети потребляют человеческое внимание и манипулируют общественным мнением, а потому они всё чаще и тоньше будут использоваться в политически нечистоплотных целях, считает автор.
Идея № 8. BUMMER — это новая религия, которая меняет ваши ценности и принципы
Вера пользователей в социальные сети сродни религии — она не требует никаких доказательств. Верят ведь некоторые люди, что Земля плоская. Мы принимаем на веру множество глупостей, публикуемых в сетях, — всевозможные теории заговора, нелепые научные гипотезы, сплетни и враньё.
Мы доверяем мемам и пользуемся клиповым мышлением, не вникая глубоко в суть проблемы. А ведь когда-то мем был описан эволюционным биологом Ричардом Докинзом как единица культуры, вобравшая в себя образы, идеи и привычки, которая выживает или отмирает, подвергаясь естественному отбору.
Сегодняшние интернет-мемы — это информация, передаваемая пользователями через сеть в виде вирусных картинок или видео. Мы верим в один мем, пока его не сменит другой, более впечатляющий.
Это просто жанр интернет-оценки. Мем усиливает словесную информацию при помощи образа, но этот образ иллюзорный. Его сила — не в правде, а в эффектности.
Как только появится что-то более эффектное, так он тут же исчезнет. Постепенно, полагаясь на картинки и образы, мы становимся все более невежественными. Нас не интересует поиск истины, в этом вопросе мы полагаемся на алгоритмы социальных сетей. Но они не настроены на истину.
Религии обращаются к вопросам цели и смысла жизни. Google и Facebook тоже поднимают эти вопросы. У Google цель жизни — организация мировой информации, оптимизация всего.
Руководители этой компании верят, что рано или поздно возьмут верх над материей, усовершенствовав человеческое тело до уровня киборга и тем самым достигнув цифрового бессмертия. Facebook объявил своей миссией наделение каждого человека чувством цели и сообщества. Ланье считает это претензией на религиозность.
Если умирает пользователь Facebook, его страница превращается в место поклонения, где каждый может оставить картинку с горящей свечой, высказать соболезнования и тем или иным способом почтить память покойного.
Если он был знаменитостью, то такая страница становится культовой. Это тоже имеет сходство с религиозными обрядами. Google продвигает идею о том, что сознание каждого пользователя можно поместить в облако, гарантируя таким образом цифровую жизнь после смерти. Себя он позиционирует как хозяина вечной жизни.
Таким образом, сами того не замечая, пользователи BUMMER становятся адептами новых культов. Инженеры BUMMER-компаний понимают это. Они считают, что работают не на людей, а на прекрасный искусственный интеллект будущего, который через несколько столетий будет править миром.
Люди в этом случае вторичны. Они обесцениваются и низводятся до придатков к машинам. Но это лишь манипуляция, считает автор, унижающая достоинство и права человека. Ведь не будь людей — не было бы никакого искусственного интеллекта, который они и создали.
Заключительные комментарии
Книга сложная, интересная и порой пугающе убедительная. Автор утверждает, что мы недооцениваем воздействие BUMMER на наши убеждения и наше сознание, шаг за шагом уступая работе алгоритмов.
Созданные для общения, социальные сети внезапно оказались инструментом манипулирования и отчуждения. Ланье не знает, что можно с этим сделать, кроме как удалить свои учетные записи из всех социальных сетей — чтобы, по его словам, остаться человеком.
Сам по себе интернет прекрасен, есть множество способов общаться с друзьями без социальных сетей — писать электронные письма, например. Если вам нужны новости, читайте их напрямую, а не через фильтры Facebook.
Не читайте комментарии под ними, а если читаете, подавляйте искушение вступить в полемику. Создайте собственный сайт или общайтесь на местном, созданном жителями вашего района, где всего шаг отделяет вас от личного общения.
Смотрите видео по собственному выбору, а не то, которое предлагает Facebook. Пользуйтесь интернетом на собственных условиях и по собственным правилам — будьте кошкой, а не собакой Павлова. И вы заметите, как изменятся ваше настроение и ваша жизнь.
Почему бы не жить в реальном мире, а не только в этих долбанных социальных сетях? Согласись, что там одни позёры, мажоры и пафосные мудаки да уроды. Нарциссы и мегасамовлюблённые личности. Люди не общаются там, а демонстрируют свою жизнь. Да-да, показывают себя любимых и всё для чего? А всё ради лайков, хвалебных отзывов и комментариев. Зачем это делается? Ради самолюбования и показухи. Посмотрите на меня и на мою хату. Кому нужны эти ваши рожи, телефоны, телеса, ваши хаты и роскошь, которой вы так активно делитесь? Ну это же позёрство, самоутверждение, показуха. Многие люди не хотят быть как все, но в итоге, они как все. Они одинаковые. Разве нет? Постоянные селфи, самолюбование, хамство, хейт, грубость, грязь, наглость, токсичность, нарциссизм. Люди ссорятся, провоцируют, травят, говорят друг другу в лицо "правду", устраивают конфликты, срачи, ругань, ссоры, затаивают обиды, оскорбляют, хейтят, поливают грязью, стебут, высмеивают, обсирают, обсуждают. Вы заметили, сколько грязи, хейта и токсичности в интернете и в этих ваших социальных сетях, и самое главное, в людях? Троллинг, буллинг, травля, гнобление, насмешки, мошеннические схемы, офёрты и дебилы всякие. Разве там есть нормальные люди? Крайне малый процент.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ УДАЛЯЮТСЯ ИЗ СОЦСЕТЕЙ: 5 НЕОЧЕВИДНЫХ ПРИЧИН
Жизнь современного человека сложно представить без странички одной из популярных социальных сетей, лайков и репостов. Однако в последнее время люди все чаще начали удалять свои аккаунты. К самым распространенным причинам можно отнести следующие.
ПОТЕРЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
Общение между людьми строится на соблюдении некоторых правил и принципов. Понимание, взаимное доверие, искренность, умение слушать – такие истины довольно просты и весьма актуальны. Утрата хотя бы одного из этих принципов приводит к кризису общения. А если связь постоянно происходит через соцсети, тогда при личной встрече человек попросту теряется и не может высказать свою мысль, теряются навыки коммуникации с живыми людьми. Также может появиться неуверенность пребывания в реальном мире. Да и привыкнув общаться только по переписке, человеку бывает очень сложно себя правильно вести при очной встрече.
СЛОЖНО ВЫРАЖАТЬ ЭМОЦИИ
Выражение чувств и эмоций посредством соцсетей, да еще и с использованием смайликов и стикеров, стало обычным явлением для человека. И невзирая на то, что такая открытость делает его уязвимым, он продолжает активно делиться в соцсетях своим горем и радостью с виртуальным миром.
Психологи считают, что если человек активно использует вместо сообщений смайлики, то ему присущи такие качества, как неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие коммуникативных навыков, избыток чувств и разрушение границ личного пространства.
СТРАХ ПЕРЕД СПЕЦСЛУЖБАМИ
Уже сейчас спецслужбы вполне законно могут потребовать:
- предоставление логина пользователя;
- количество полученных и отправленных сообщений;
- список всех контактов;
- посещение всех страниц с датой и временем;
- список устройств, с которых входил в интернет пользователь.
Все данные компании-представители соцсетей должны будут сохраняться на протяжении длительного времени. Такие нововведения, которые планируются в ближайшем будущем, вызвали бурю негодования у пользователей. Ведь со стороны это выглядит как легализация слежки. На фоне этого многие пользователи удалились из соцсетей.
ИЗ-ЗА РАБОТЫ
Если вы активный пользователь социальных сетей, то они могут вам существенно подпортить репутацию в новом коллективе. Многие работодатели проверяют потенциального сотрудника через соцсети и могут отказать ему в должности лишь потому, что человек слишком активен в виртуальной сети. Скорее всего, и на рабочем месте он продолжит переписываться, ставить лайки и делать репосты. В таком случае начальник может настоятельно рекомендовать удалиться из соцсетей.
Помимо этого, личные интересы могут идти вразрез с рабочей деятельностью, так что это может повлиять на карьеру еще в самом начале – кандидата просто-напросто не позовут на собеседование.
ЖЕЛАНИЕ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАВИСИМОСТИ
Есть некоторые моменты проявления зависимости к социальным сетям. К ним относится то, что человек проводит онлайн больше времени, нежели в реальной жизни. Также признаком зависимости может быть факт, что основные переживания поьзователя происходят в виртуальной реальности.
Зависимый от соцсетей человек часто машинально тянется к телефону, чтобы пролистать ленту новостей или посмотреть последние фото друзей. Среди опрошенных людей около 85 % признались, что имеют зависимость от социальных сетей. Более половины из них считают привычку неопасной и даже высказали позитивное отношение к вопросу.
***
Ты можешь познакомиться с парнем, а он может оказаться альфонсом, мошенником, аферистом, зеком, нарциссом, манипулятором, озабоченным извращенцем, психопатом, социопатом, маньяком, серийным убийцей, потребителем, пикапером, бабником, интернет ловеласом и виртуальщиком. Да, тем самым, что строит виртуальные гаремы из женщин и тешит своё самолюбие за их внимание и счёт, подпитывая тем самым своё эго. Вот он тебе понравиться, а в итоге окажется моральным уродом и мудаком, как часто это и бывает, а вот встречи могут закончиться вообще неизвестно чем. Это всё игра на публику, и там всё не по-настоящему. Люди не воспринимают интернет общение всерьёз, и никаких чувств и симпатии там нет и быть не может. Интернет знакомства - это пустая трата времени. Наверняка у вас тоже был неудачный или же неприятный опыт общения. Вам попадались придурки, психи, тролли и прочие негативные недоличности. Ну вот поведёшься ты на сироп в уши, и кто потом будет виноват? Ой, он абьюзер, он урод, он мудак и т.д. И кто виноват? Ну общаешься с ним, только ему похер на тебя и на общение с тобой. Он общается с тобой с определённой целью: виртуальный секс, встречи, секс в реале без обязательств, он нарцисс, он манипулятор, он сексуальной озабоченный извращенец, он психопат, он давит на жалость, он хочет развести тебя на интим или же деньги, он просто так хочет пофлиртовать и пополнить список побед и поклонниц, он интересуется твоей жилплощадью, ему нужна твоя хата и прописка, а не ты, он хочет секса без отношений, он маньяк, серийный убийца.
Были ли у вас встречи? Да, я знакомилась когда-то в одной известной социальной сети и встречалась. Первая встреча была с девушкой и прошла она нормально. Мы три часа гуляли зимой, сделали друг другу подарки, были в трц, качались на беседке, но в итоге она перестала мне писать и отвечать. Вторая встреча прошла с парнем и она была ужасна. Я говорила ему, чтобы он лёг пораньше, но сидел допоздна, хотя знал, что на завтра была назначена встреча. Итак, мы встретились с нм у метро и он сказал, что не хотел приходить, потому что не выспался. Внимание! Он сам предложил встретиться, не лёг пораньше и сказал мне это при встрече. Подарил мне стрёмную игрушку, громко разговаривал и матерился, а вокруг ведь прохожие и дети. В общем, встреча прошла отвратно, но позже он спросил меня в Вк, что мне нравится в постели, и я всё высказав, послала его. Теперь понятно, для чего парни знакомиться по сети? Была встреча ещё с одной девушкой. Пообщались мы неплохо, но за нашу прогулку она выкурила три сигареты и мы попили с ней пепси, посидели в парке, погуляли. Три встречи и все неудачные, хотя с девушками всё прошло хорошо. Позже я познакомилась по сети с одним парнем и вот здесь всему была поставлена точка. Он оказался нарциссом-манипулятором. До сих пор не могу понять, как я так попалась, и меня это тревожило какое-то время, что я вела себя как полная дура. Мне было стыдно за себя, за свои фразы и за своё поведение. Он казался хорошим, но увы и ах, это была лишь маска, иллюзия и фальшь. Окончательно разочаровавшись и поняв, что в интернете ничего хорошего нет, я удалилась отовсюду и рада этому, ведь в первую очередь я избавилась от зависимости, во-вторых, там нет нормальных и адекватных людей, и мне незачем там больше сидеть, общаться, знакомиться. С кем? Тем более с парнями - это плохой номер. Они общаются чисто ради своих целей и намерений, поверь. Мне просто это надоело. Нормальных там нет. Повелась на маску и иллюзию. Мне показался он хорошим, но это не значит, что он является таковым. Все слова, проявлении, симпатии и комплименты крайне неискренние. Произносятся они, чтобы быть приятными и дабы понравиться. Это всё фальшь. Парни делают это, чтобы самоутвердиться и порофлить над девушками, потому что они для них дуры, курицы, игрушки и ресурсы. А ты думала он искренне делает тебе комплименты и флиртует с тобой? Серьёзно? А на кой ты ему нужна?
Многие удивлялись, когда узнавали, что меня нет в соц.сетях. Мол, в наше время это нынче редкость. Угу-м. То есть, быть как все - это нынче норма, да? Типичным и ведомым бараном, живущим соц.сетями, Инстаграмом и прочим дерьмом. Вам в лицо улыбаются, делают комплименты, а с дружками обсирают, стебут и поливают грязью, обсуждают, высмеивают. Скажите мне, люди добрые, есть ли и были ли в интернете нормальные люди? Может и есть, но их крайне мало, а теперь вспомните, в какое мы с вами время живём? У моей бывшей знакомой тоже была встреча с одним таким уродом. Оказался хамом, так ещё и травкой балуется. Найс, да? Интернет знакомства и общение по сети - это всё бред и пустая трата времени. Делать там нечего и общаться не с кем. Наглых, токсичных, деструктивных много. Там одни срачи, ссоры, провокации, мошенничество, ложь, лицемерие и двуличие. Маски, фальшь и имитация. Все вопросы типа "Как дела?" и "Надеюсь с тобой всё хорошо" - это фальшь и имитация. Человек наигранно показывает свою заинтересованность. Все комплименты, флирт, истории - ложь, показуха, наигранность, фальшь, имитация, притворство. Человек лжёт, а вы верите и ведётесь. Где гарантии, что он хороший человек и что он не лжёт вам? Где гарантии тому, что он не обманывает и не вешает вам лапшу на уши? Где гарантии, что вы нравитесь и симпатичны этому человеку? Что ему интересно и приятно с вами? Ну вот он делает комплименты, но делает их неискренне, чтобы быть приятным и казаться хорошим. Он делает их, чтобы понравиться вам, и делает не для вас, а для себя. Не прилагая особых усилий он оказывает вам фальшивое и показушное, наигранное внимание. Весь этот его флирт, комплименты - это всё неискренне, потому что ты лишь очередная девица из его списка иль гарема. Он со всеми так разговаривает и говорит всем одно и тоже, и он может сказать, что у него такой стиль общения и что он просто так говорит, дабы приятно было. Я не буду всем подряд делать комплименты, а только тем, кто мне приятен и симпатичен. Я не буду закидывать ими человека, которого едва знаю. Ну представь, вы только познакомились. общаетесь, а он уже флиртует и делает комплименты. Да, это его привычная схема и тактика и девки на это ведутся.Он хорошо шутит, смешит тебя, кидает мемасы, видосы, а потом давит на жалость, чтобы ты его пожалела. Что ему нужно? Внимание, флирт, комплименты, похвала, восхищение, добрые и столь хорошие слова, жалость, сострадание, женское внимание. Ты не первая и не последняя, ведь он найдёт следующую, и даже и не вспомнит про тебя. У него таких девиц дофига и он со всеми так разговаривает. Всем делает комплименты, со всеми так общается, флиртует, давит на жалость и т.д. Думаешь, ты первая? Хо-хо, далеко нет. Ещё неизвестно какая девушка ты в этом списке. У него их столько, что не перечесть, да он даже их имён не помнит. Во-первых, вы из разных городов, допустим, и начали списываться и общаться, но это ничего не значит. Вы просто переписываетесь и созваниваетесь, но для него это ни черта не значит, а если он тебе понравиться, то он будет тешить своё самолюбие и ржать над тобой. А на кой ты ему нужна? У него таких как ты целый вагон и одна маленькая тележка. Ему не нужны отношения и ты ему не нужна. Ему нужно общаться, флиртовать, давить на жалость. Он хвалит тебя, чтобы ты похвалила его. Все его истории выдуманные им же. Это всё из моего личного опыта и чисто моя история. Вот так вот. Кто-то ещё верит, что парни по сети могут быть искренними? А если захочется чем-нибудь поделиться, то задумайся, кому в наше время нужны твои проблемы, переживания, м? Думаешь, кто-то захочет это слушать? Да кому это надо?
Грубо говоря, я пообщалась с огромным количеством людей и ни к чему хорошему это не привело. Смысла идти дальше нет.